Белая ворона российской фантастики

Повесть "У Билли есть штуковина" пронизана фирменным дивовским духом элегантного раздолбайства. Достаточно прочитать первые строки, чтобы понять, кто автор. Увы, в данном случае именно эта узнаваемость играет против замысла




Честно говоря, писать о том, что принято называть "современной российской фантастикой", грустно. У издателей в чести авторы повышенной писучести, способные в режиме автомата Калашникова выстреливать в читателя один авторский лист за другим. То, что в подавляющем большинстве случаев листы эти наполнены чем угодно, кроме художественной ценности, издателя не волнует.

Поэтому на фоне делающих продажи многотомных мэтров Олег Дивов выглядит непристойно неторопливым. По каким-то непонятным причинам он хочет писать хорошие, интересные книги, после которых у читателя не будет звенеть голова от пустоты. И раз за разом доказывает, что писать можно резко, жестко, красиво – и при этом умно.

Собственно, Дивов – самая натуральная белая ворона: с одной стороны, у него напрочь отсутствует беспомощная рефлексия, столь любимая импотентной "кухонной интеллигенцией", с другой – для "читателя коммерческого обыкновенного" он слишком умен и тонок. Тем не менее, его книги раскупаются, а его самого заваливают вопросами – ну когда, наконец, будет что-то новое?

Когда вышел рассказ "Рыцарь и разбойник", любители фантастики и многие критики поспешили, умиляясь, возопить о появлении "нового Дивова". Да и сам он объявлял о том, что определенный период в его творчестве заканчивается. Но манифест, программа, заявление – назовите, как хотите, – которым и является "Рыцарь и разбойник", ни в коем случае не точка. Не финал. Из раза в раз, в каждом своем романе, рассказе или повести, Дивов с размаху прикладывает читателя физиономией о реальность. И говорит: вот это – это ты. А вот что будет с тобой и твоим миром, если ты будешь и дальше сидеть в своей скорлупе и делать вид, что тебя происходящее не касается.

Не поняли. Сочли "Выбраковку" футуристическим триллером, порадовались богатой фантазии автора... А теперь оглянитесь. Мир "Выбраковки" уже на пороге. Восторженно поцокали языками над трилогией "След зомби" и пошли покупать какого-нибудь нового Головачева. Добро пожаловать в "дивный новый мир"! Зомби, правда, еще нет, но сильно ли многие наши соотечественники от них отличаются?

В результате, как мне кажется, Олегу Игоревичу очень сильно надоело маскировать то, что он хочет сказать. И появился "Рыцарь и разбойник", опубликованный в 150-м номере журнала "Если". Вещь эта не является тонким лиричным рассказом. Герои схематичны, место действия весьма условно, сюжет внешне незатейлив, действия – минимум. Все подчинено одной цели – без экивоков высказать все то, что накопилось в душе у автора. Я бы назвал это программой взбешенного интеллигента. В который раз Дивов пытается донести до читателя простую мысль: мы все, все до единого, в ответе за то, что происходит вокруг. И для того, чтобы жить по-человечески, от нас не требуется стать Конанами-варварами или Язонами дин Альтами. Достаточно просто перестать быть равнодушной толпой и жить, прислушиваясь к такому забытому голосу совести.

Возможно, тогда мир, который Дивов рисует в повести "У Билли есть штуковина" (в авторском варианте – "У Билли есть хреновина"), будет существовать не только на бумаге. А мир этот ярок, интересен, противоречив. Но самое главное, он человечен. Олег вновь доказывает, что можно писать интересно, захватывающе и не нагромождая при этом горы трупов. Можно, оказывается, закрутить лихую интригу, задать героям сложнейшую задачу и обойтись в финале без мужественного героя, утирающего одной рукой скупую мужскую слезу, а другой стряхивающего налипшие вражеские внутренности.

Мир, в котором действуют герои "Билли", настолько ярок и реалистичен, что ему тесно в рамках повести. Возможно за счет этого повесть оставляет впечатление некоторой скомканности, а точнее, недосказанности, что, впрочем, не портит общего впечатления.

Перевернув последнюю страницу, я поймал себя на мысли, что нисколько не удивился бы, если б по ходу действия упоминались имена Горбовского, Камерера и других героев братьев Стругацких. Им было бы комфортно в мире Олега Дивова. В первую очередь потому, что Билли с Иваном действуют по тем же принципам, для них важны те же вещи. Философия миров схожа. И пускай Дивов не произносит слова "гуманизм", его повесть, в первую очередь, гуманна. Еще одно ее достоинство – мастерски выписанные образы, причем все, от главных героев до фоновых персонажей. Чего стоит хотя бы девочка, благодаря которой и заваривается весь сыр-бор. Несколько штрихов, пара деталей, упоминание жизненных обстоятельств – вроде бы и все. Но каждая деталь выписана настолько точно, упомянуты они настолько своевременно, что перед читателем абсолютно живой, ничуть не идеализированный ребенок, который даст сто очков форы фирменным грустноглазым чилдренам Сергея Лукьяненко.

Вся повесть пронизана фирменным дивовским духом элегантного раздолбайства. Достаточно прочитать первые строки, чтобы понять, кто автор. Увы, в данном случае именно эта узнаваемость иногда играет против замысла. Наработанные приемы и узнаваемые обороты не всегда подходят для совершенно нового, непохожего ни на что из написанного ранее, мира. "У Билли есть штуковина" мне показалась своеобразным полигоном. Эмбрионом того мира, в котором, я надеюсь, будут действовать новые герои Олега Дивова.

Так это или нет, мы скоро узнаем, поскольку на подходе новый авторский сборник Олега Игоревича Дивова. Не пропустите!

Выбор читателей