Союзное государство останется без президента

Вчера глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин развенчал миф о том, что Путин переквалифицируется в президенты Союзного государства России и Белоруссии




Вчера глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин развенчал еще один миф, упорно циркулирующий в экспертных кругах в контексте "проблемы-2008". А именно: вариант сохранения Владимира Путина на посту президента – но уже Союзного государства России и Белоруссии. Проект конституционного акта Союзного государства не предполагает введение института президентства, заявил Плигин, принимавший накануне участие в заседании российско-белорусской комиссии по разработке проекта конституционного акта в Минске. Механизм управления Союзным государством, по его словам, будет "более сложным". О единой конституции тоже пока говорить рано – хотя в перспективе и ставится "задача выработки конституции Союзного государства".

Плигин отметил, что в случае принятия единой конституции "встает вопрос о суверенитете, поскольку участники Союзного государства должны будут от него частично отказаться". Среди проблем формирования союза депутат отметил "приведение к единому знаменателю" законодательств России и Белоруссии в сфере экономики. "Единые правила регистрации юридических лиц, правила налогообложения – эти вопросы еще должны прорабатываться", – сказал он. Очередное заседание комиссии по выработке проекта конституционного акта Союзного государства пройдет 20 октября в Москве.

Впрочем, сам Путин уже столько раз комментировал вопрос о третьем сроке (в любой вариации), что сомнений в том, что после 2008 г. глава государства найдет себе занятие повеселее, почти не осталось. В частности, в интервью американскому телеканалу Fox News 17 сентября российский президент заявил: "Вы хотите, чтобы я поклялся на крови и в сотый раз повторил то, что сказал уже 99 раз?". И, тем не менее, услышав вопрос – "То есть Вы не будете избираться на следующий срок?" – в "сотый раз" ответил: "Не буду".

Тем более что в отношении "белорусского" сценария это было бы довольно проблематично. Пришлось бы договариваться с Лукашенко, с белорусской оппозицией, кроме того, велик был бы риск навлечь на себя обвинения Запада в том, что Путин ничем не лучше Батьки, стремящегося сохранить власть не мытьем, так катаньем.

Кстати, соотечественники оценивают действия Лукашенко не менее жестко, нежели Запад, давно уже именующий Батьку "последним диктатором Европы". В частности, вчера координатор белорусской гражданской инициативы Хартия'97 Дмитрий Бондаренко заявил о том, что "Белоруссия становится полностью фашистским государством". Так он прокомментировал обнародованное постановление Министерства юстиции Белоруссии, предусматривающее, что деятельность любых объединений граждан и юридических лиц, преследующих политические цели, может осуществляться только после их государственной регистрации и внесения соответствующих сведений в Государственный реестр общественных объединений. В постановлении также говорится, что "деятельность незарегистрированных общественных объединений, союзов (ассоциаций) на территории Республики Беларусь запрещается". По словам Бондаренко, в течение последних полутора лет Министерство юстиции лишило регистрации около 100 неправительственных организаций, которые не прекратили свою деятельность, а стали гражданскими инициативами.

Известный белорусский юрист, бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов, комментируя во вторник постановление Минюста, заявил о том, что документ, главная цель которого – не допустить объединения различных политических сил, которые будут поддерживать альтернативного Александру Лукашенко кандидата на предстоящих президентских выборах, ограничивает права граждан на создание общественных объединений и ассоциаций. "Это серьезное предупреждение для негосударственных организаций и граждан, чтобы они не создавали никаких предвыборных коалиций. В противном случае в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях они могут быть привлечены к административной ответственности за деятельность от имени незарегистрированной организации", – отметил Пастухов.

В свою очередь, лидер гражданской инициативы "Мы помним" Ирина Красовская, комментируя пресс-центру Хартии'97 силовое подавление ОМОНом акции в память об исчезнувших в Беларуси известных людях, которая прошла 16 сентября в Минске, заявила о том, что "белорусские власти все в более жесткой форме защищают диктатуру". "Те жестокости и бесчинства, которые творил ОМОН на акции 16 сентября, – это предчувствие неминуемого конца", – считает Красовская.

Выбор читателей