Умеет лгать лишь тот, чей мозг безумно сложен

Мозг лжеца отличается от мозга честного человека, сообщают американские ученые. Те, кто всю жизнь борется с желанием исказить правду, обладают сложной нейронной сетью, что немудрено, ведь ложь - тонкое искусство

ФОТО: DPA

Мозг лжеца разительно отличается от мозга правдолюбца, так же, как отличается похотливая ухмылка зека от тонкой улыбки джентльмена. Вруны, врунишки, обманщики, плуты и пройдохи мыслят иначе – по крайней мере, сплетенья нервных волокон в их мозгу совсем не похожи на аккуратную проводку в голове честного человека.

Ученые предлагают вполне убедительное объяснение такому различию. Согласно теории Ялинга Янга и Эдриана Рэйне, исследователей из Университета Южной Калифорнии, ложь – довольно сложный (да что там – невообразимо сложный!) процесс, который требует хорошей "платформы" – иначе говоря, для того, чтобы лгать, человеку необходима густая нейронная сеть, изощренный ум, чащи нервных волокон, где блуждает чистая мысль в обличье лжи и обмана.

Избыток длинных отростков нервных клеток превращает любителей приврать в совершенных лжецов, мастеров "рассказывать сказки" - в гениальных шпионов и интриганов. Однако следует помнить, что многие люди просто не могут быть честными, их преследует болезненное желание исказить правду, это – психологический недуг.

Янг и Рэйне в своей статье, опубликованной научным изданием British Journal of Psychiatry, пишут, что их открытие может в будущем обернуться пользой для судей, следователей, и без вины судимых.

Ложь как один из феноменов высшей нервной деятельности уже давно привлекает интерес ученых – недавние исследования показали, что, когда человек лжет, некоторые зоны мозга работают намного активнее – например, так называемая префронтальная кора, ответственная за "упреки совести". Именно в этом участке коры головного мозга развиваются представления о морали, полагают ученые.

Янг и Рэйне продолжили изыскания своих коллег и изучили структуру мозга 49 добровольцев методом магнитно-резонансной томографии. И 49 участников эксперимента 12 были отъявленными лжецами – поистине "неизлечимыми" лгунишками.

После того, как исследователи сравнили полученные снимки, выяснилось, что у всей нечестной дюжины в мозгу на 25% больше белого вещества, чем у остальных людей. А вот серого вещества у них оказалось на 14% меньше, сообщают ученые. Поясним: белое вещество состоит преимущественно из отростков нервных клеток, серое вещество составляют тела нейронов.

Благодаря извитым сетям и путаным тропинкам белого вещества лжецы могут вешать лапшу на уши кому угодно, и при этом не бояться разоблачения: ведь намеренно говорить неправду весьма непросто – нужно впитывать самые, казалось бы, никчемные чувства и мысли собеседника, забираться в гущу его серого океана доверия, и далеко-далеко забрасывать свои белые сети обмана. Только так и можно запудрить мозги чуткому следователю или судье.

С другой стороны, поскольку у хронических врунов наблюдается недостаток серого вещества, то и в вопросах морали они часто оказываются полными профанами.

Между прочим, большинство детей не умеют лгать, не краснея, именно из-за того, что в областях коры, заведующих моралью, еще слишком мало белого вещества, чтобы соблазн сказать неправду стал неодолимо сильным.