Десятая планета Солнечной системы обзавелась спутницей

У десятой планеты Солнечной системы обнаружился спутник, который назвали Габриэллой. Она поможет астрономам более точно рассчитать массу хозяйки

Обнаруженное недавно небесное тело, которое было признано десятой планетой Солнечной системы, имеет полное право так называться. Астроном Майкл Браун из Калифорнийского технологического института увидел на снимке рядом с Ксеной (или Зеной) спутник.

Он не заявлял о своем открытии до тех пор, пока не убедился, что это не какая-нибудь отдаленная звезда, случайно попавшая в кадр. Пока точное название планете не присвоено, спутник нарекли Габриэллой – по-видимому, кто-то очень увлекается сериалом "Зена – королева воинов", так как там спутница предводительницы носила такое же имя.

Диаметр Габриэллы - примерно 248 километров. Ученые полагают, что она сформировалась тогда, когда два объекта из пояса Купера столкнулись друг с другом. Сейчас по анализу орбиты луны - ее диаметру, периоду - ученые пробуют более точно рассчитать массу Зены.

Напомним: новая планета по размеру больше Плутона, диаметр которого около 2250 км, и находится в 2 раза дальше от Солнца. По подсчетам ученых, сейчас расстояние до нее составляет 97 расстояний от Земли до Солнца. Вокруг Солнца планета обращается примерно за 10,5 тыс. земных лет. А радиус ее орбиты — 130 млрд километров.

Официального названия объект еще не получил, но первооткрыватели временно назвали его 2003 UB313. Его поверхность весьма напоминает поверхность Плутона: она сложена в основном из горных пород и льда.

Уже тогда предполагалось, что планета имеет собственный спутник. Только этим можно было объяснить крайне долгий период вращения находки вокруг своей оси — от 20 до 50 дней. Со времени открытия Нептуна в 1846 г. эта планета стала самым крупным небесным телом, обнаруженным астрономами в Солнечной системе.

Но после открытия нового космического объекта снова возникли дебаты о том, какое небесное тело можно назвать планетой, а какое – нет. Так, некоторые астрономы уже пытались лишить Плутон статуса планеты и присвоить ему порядковый номер, которыми обозначают все маленькие космические объекты. Однако не все поддержали эту идею, многие выступили за сохранение исторического названия.

После ряда последних находок Международный астрономический союз усиленно разрабатывает новое определение понятия "планета". Правда, до полного консенсуса им еще далеко.