Скромные шедевры Пушкинского музея

На выставке графики, поступившей в ГМИИ имени А.С. Пушкина в течение последних лет, немало высококлассных и ценных работ. Гвоздем программы, безусловно, считается двусторонний рисунок А.Ге


А.Н. Бенуа. Санкт-Петербург. Мойка и павильон Михайловского сада. 1922. Бум., акв., белила, карандаш



В наши дни музеям нечасто удается пополнить свои коллекции интересными и дорогостоящими произведениями искусства: владельцы шедевров, пожелавшие расстаться со своим сокровищем, обычно обращаются в преуспевающую галерею или солидный антикварный салон. Но если цены на полотна известных мастеров значительно превышают финансовые возможности среднестатистического музея, то у рисунков и гравюр пока еще есть шанс оказаться в музейном фонде. Поэтому на выставке графики, поступившей в ГМИИ имени А.С. Пушкина в течение последних лет, есть немало высококлассных и ценных работ. Гвоздем программы, безусловно, считается двусторонний рисунок А.Ге – предварительный этюд к картине "Распятие", подаренный музею швейцарским коллекционером Больманом. Хотя художник работал над полотном почти 10 лет и создал невероятное количество подготовительных рисунков и эскизов, почти все они были вывезены из России вскоре после смерти автора и теперь украшают коллекции скромных швейцарских буржуа. На родине художника эти штудии считаются раритетом. Что же касается гигантской картины "Распятие", то она теперь украшает коллекцию парижского музея Д'Орсэ и лишь однажды выставлялась в России, кстати, все в том же ГМИИ.

Помимо этюда Ге фонды музея пополнились рисунками Н.Ульянова, акварелями А.Бенуа и А.Лентулова, работами К.Петрова-Водкина. Существенным пополнением музейного собрания стали 40 рисунков З.Е. Серебряковой, происходящие из коллекции сына художницы. Эскиз монументальной росписи для панно Казанского вокзала, этюд к картине "Баня", "Нескучное. Хутор", "Так заснул Бинька...", ранее участвовавшие в музейных экспозициях в качестве произведений из частного собрания, впервые представлены зрителю как часть графической коллекции Музея имени Пушкина.

Произведения Серебряковой удачно дополняет эскиз "Одалиска" Б.Кустодиева, созданный для плафонной росписи все того же многострадального Казанского вокзала в Москве. Отдельного внимания заслуживает коллекция рисунков ленинградских авангардистов середины прошлого столетия, В.Стерлигова и Т.Глебовой: "Композиция с птицей", "Натюрморт с цветами и грушей", "Купол Лавры".

Помимо рисунков и акварелей, музею удалось разжиться немалым количеством гравюр и произведений книжной графики. Среди лучших образцов, представленных в экспозиции, работы О.Кудряшова, коллажи В.Орлова и Ю.Ноздрина, гравюры М.Курилко и Д.Плавинского. Еще одно украшение выставки – авторские книги А.Батурина, В.Сулягина и С.Якунина.

Кроме того, на выставке представлены интересные рукописи и документы, в том числе, фрагменты архива С.Рихтера и личного секретаря Анри Матисса, Л.Делекторской. Особого внимания заслуживает открытка с подписью: "Мэтр Пикассо, показывающий свое произведение известному русскому живописцу". Предприимчивый фотограф незаметно запечатлел великого испанца, мирно прогуливающегося с Ильей Эренбургом.

Впечатление от экспозиции, которая по праву может гордиться качественными произведениями, несколько портит весьма лаконичное оформление. Это особенно бросается в глаза по той причине, что, как правило, кураторы выставки стараются компенсировать унылое пространство этого маленького полуподвального зала ярким и интересным дизайнерским решением. Особенно очевиден контраст между экспозицией графики в основном здании ГМИИ и выставкой коллекции Лида, недавно открывшейся в соседнем Музее личных коллекций. Прекрасно организованное выставочное пространство, новенькие изящные витрины, качественная полиграфия и видеозал, доставшиеся собранию норвежского консула, свидетельствуют о том, что расходовать выставочный бюджет на свои приобретения в музее пока не принято.

Выбор читателей