Иракцы имеют право говорить "да", "нет" и молчать

В Ираке начался референдум по новой Конституции страны. Войска приведены в повышенную боевую готовность. Эксперты ожидают, что шииты и курды примут проект, сунниты же, скорее всего, скажут Конституции "нет"


ФОТО: AP



Ирак охвачен предвыборным трепетом – хотя, пожалуй, едва ли так можно назвать повышенную боевую готовность войск и полиции – тем не менее, сегодня иракский народ голосует по новой конституции страны. Международная коалиция во главе с США приняла все меры, чтобы не дать повстанцам сорвать референдум. Границы Ирака наглухо закрыты почти для всех видов транспорта, на внутренних магистралях во многих местах запрещено движение частных авто, дороги замерли в предвыборном ожидании.

Как полагают эксперты, именно ожидание, вернее, выжидание, а вовсе не гонка решит судьбу конституции Ирака – проект, скорее всего, отвергнут сунниты, которые просто пересидят этот день дома. Шиитская и курдская общины, по мнению обозревателей, вероятно, проголосуют "за".

Лидеры суннитской оппозиции опасаются, что принятие такой конституции приведет к распаду страны, причем в результате этого распада сунниты останутся в дураках, так как все нефтяные запасы поделят шиитский юг и курдский север.

Президент Ирака Джаляль Талабани все же призвал суннитов сказать "да" конституции, повстанцев же попросил сложить оружие. "Наши дорогие братья, единственный способ добиться выполнения своих законных требований, это политическая борьба, а не терроризм, насилие или бойкоты", - сказал президент.

Однако предотвратить террористические акты накануне референдума не удалось – ночью боевики совершили диверсию на линиях электропередачи, в результате чего весь центральный Багдад погрузился в беспроглядную тьму.

Во всех провинциях Ирака (даже в "горячих районах") открылись более 30 тыс. избирательных участков со многими тысячами урн для голосования, готовых вместить 15 миллионов "да" и "нет". Правом голоса обладают иракцы, достигшие 18-летнего возраста – таких в стране, по данным Центризбиркома, чуть более 15 млн 550 тысяч.

Однако далеко не все они желают участвовать в народном референдуме или, говоря проще, "изъявлять волю". Сейчас на улицах Багдада не людно, а в урнах для голосования гудят сквозняки, и лишь изредка слышен робкий шелест бюллетеней.

Первыми рано утром проголосовали сам президент Ирака и премьер-министр Ибрагим аль-Джаафари. Глава иракского правительства заявил, что референдум является "важным шагом Ирака на пути к стабильности".

Страна движется к стабильности нехотя - за первые полчаса в избирательный центр в шиитском районе Багдада Хай Джавадейн пришли менее 10 человек. В общем гвардейцев, полицейских и служащих избиркома оказалось больше, чем голосующих. Один из десяти иракцев, 22-летний студент Кусей, совершив столь важный шаг, признался, что не знаком с текстом конституции, однако знает, что врагам Ирака он не по душе и они делают все, чтобы будущий Основной закон не прошел в референдуме. "А я не хочу победы нашим врагам. Поэтому я пришел в 7 утра и сказал "да", - заявил молодой иракец.

Но если две трети принявших участие в голосовании скажут конституции "нет", то проект будет отвергнут. Проект был предложен шиитами и курдами, лидеры суннитской "Исламской партии" после долгих переговоров согласились с предложениями остальных членов Конституционного комитета.

Выбор читателей