В СССР не было не только секса, но и эротики

При царизме в Зубовском корпусе Екатерининского дворца существовали Эротические комнаты, заполненные оригинальными фигурками и необычной мебелью. При социализме это "безобразие" велено было уничтожить




Одним из ярчайших культурных событий весны 2003 г. стало открытие Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Царского села. Долгое время в СМИ раскрывали секреты реставрации "императорской усадьбы". Но, как и любой дом, дворец хранит множество тайн, связанных именно с жившими в нем людьми. Один из старейших в Царском селе позолотчиков Сергей Федорович Моисеев в беседе с корреспондентом "Yтра" поделился малоизвестными фактами о реставрации и жизни дворца и его обитателей.

Императрица Екатерина II была знаменита не только своими политическими преобразованиями, но и многочисленными фаворитами. Будучи женщиной неординарной, она любила окружать себя диковинными вещицами и вносить в жизнь максимум разнообразия. Так, например, при ней в Зубовском корпусе (построенном и названном так в честь одного из последних ее любовников – Платона Зубова) существовали своеобразные Эротические комнаты, заполненные оригинальными фигурками и необычной мебелью. Эти помещения существовали в Екатерининском дворце на протяжении всего правления династии Романовых, но в 1957 г. из Министерства культуры СССР поступило распоряжение об уничтожении непристойных произведений. Сотрудникам музея было поручено разбить всю мелкую пластику, а мебель перевезти в Эрмитаж. Люди приносили из дома битый фаянс и фарфор, подменяли вещи, пытаясь любым образом сохранить ценные экспонаты. Но большинство фигурок сохранить не удалось. Несколько лет назад в Манеже прошла выставка "Эротика в искусстве", и часть представленных там предметов была именно из наследства любвеобильной императрицы. А в этом году в июле в помещениях Холодных бань музея-заповедника "Царское село" была выставлена та самая, спасенная сотрудниками, немногочисленная мелкая пластика из Эротических комнат.

* * *

Елизавета Петровна обожала производить впечатление и прославилась своей страстью к роскоши. На аудиенцию к ней в Большой тронный зал желающие могли попасть только через Надвратную церковь, а затем через великолепные, утопающие в золоте Антикамеры. Всего Антикамер было пять, и категорически запрещалось переходить из комнат для людей низшего статуса в другие. Екатерина II, напротив, любила уют. Она приказала разрушить две Антикамеры, а оставшиеся три были перестроены. Так, в первой Антикамере устраивались домашние спектакли и комнатные балы, во второй стояли спортивные снаряды, а в третьей была бильярдная, и сама императрица иногда по вечерам играла партию "алягер". Все было призвано развлекать и расслаблять гостей и государыню. Например, плафон третьей Антикамеры изображает весело пирующих на Олимпе богов. Екатерина II любила окружать себя людьми, однако временами совершала одинокие прогулки по Камероновой галерее, спускалась к Итальянскому гроту, чтобы побеседовать со статуей Вольтера (сейчас эта великолепная статуя находится в Эрмитаже).

* * *

Сергей Федорович Моисеев, позолотчик Екатерининского дворца, рассказал о трудоемком процессе реставрации трех Антикамер. "Во время Великой Отечественной войны Антикамеры начисто сгорели, вплоть до кирпича. Однако нам повезло, что акварельные проекты комнат были вывезены во время войны в эвакуацию. Поэтому мы смогли точно воссоздать помещения по планам Растрелли. Конечно, эти проекты выполнены не самим Растрелли, но, может быть, его учениками.

Даже паркет выполнен по эскизам того времени и из тех же пород дерева. Например, во второй Антикамере пол сделан из ореха, клена, палисандрового и эбенового дерева. Любопытно, что во второй и третьей Антикамерах отделочную резьбу "новодела" можно сравнить с подлинными элементами декора того времени. Амуры и кариатиды XVIII в. намного темнее современного декора. Они были найдены в садах, изъеденные временем и погодными условиями, с рытвинами на телах. И если кариатиды полностью отреставрированы, то амуры оставлены в таком виде, как их нашли. Именно для того, чтобы наглядно показать всю трудоемкость процесса реставрации. Самым сложным в реставрации Антикамер было воссоздание мебели той эпохи, ведь ни эскизов, ни образцов не осталось. Поэтому мебель представлена только в первой комнате".

* * *

После саммита Россия–ЕС в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. российский президент и главы государств Евросоюза посетили Екатерининский дворец. Все были настолько сражены красотой дворца, что Путин пообещал выделить 140 кг золота на восстановление оставшейся части и золочение внешнего убранства. Предполагалось заново позолотить все внешние металлические части и восстановить позолоту на Атлантах. Однако специалисты придерживаются иного мнения: "Я считаю нецелесообразным золотить Атлантов, – говорит Сергей Федорович. – По двум причинам. Во-первых, наши климатические условия не позволяют так роскошествовать: постоянные осадки, ветра, и отсюда – косые дожди, перепады температуры. Погодные условия просто рвут некоторые части Атлантов: руки, локти. А во-вторых, сейчас они покрыты замечательной краской, имитирующей золото, которая к тому же отлично приспособлена к любым климатическим условиям". Зато благодаря президентскому золоту стала возможной ускоренная реставрация Антикамер и золочение элементов декора Большого тронного зала, восстановленного в 1980 году. Мастера обещают закончить воссоздание интерьеров к 2010 г., когда Царское село будет отмечать свое трехсотлетие.

Фото автора

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей