Лет через пять в России закончится бензин

Рост числа машин при прежнем количестве НПЗ приведет к дефициту автомобильного топлива. Автовладельцам придется выбирать: заправляться альтернативным водородом или лить сверхдорогой бензин в задрипанный "тазик"




Утверждение о том, что нефтедобывающая страна Россия может столкнуться с дефицитом бензина, кажется абсурдным. Однако, как показывает практика, лишь на первый взгляд. Выступая вчера на проходящей в Санкт-Петербурге конференции "Балтийский транзит и экономическая безопасность", президент РСПП Александр Шохин заявил о том, что уже через 5 лет в России может возникнуть дефицит светлых нефтепродуктов, а попросту говоря, бензина и керосина.

Спрос на светлые нефтепродукты на внутреннем рынке растет очень быстро, в связи с чем необходимо создавать новые нефтеперерабатывающие заводы. "Уже сейчас видно, что через несколько лет нам будет не хватать перерабатывающих мощностей. Если сейчас крупные нефтяные компании не начнут вкладывать средства в переработку, через 5 лет нам придется завозить светлые нефтепродукты", – заявил Шохин.

Проблема эта не нова, хотя на протяжении долгих лет положение дел в нефтеперерабатывающем секторе начинало интересовать общественность лишь в моменты очередных скачков цен на АЗС. На днях к назревшей проблеме обратилась газета "КоммерсантЪ". Издание приводит прогнозы экспертов, согласно которым структура российского автопарка, в первую очередь парка легковых автомобилей, будет довольно быстро меняться. Рост количества легковушек, в свою очередь, приведет к резкому увеличению потребления бензина высокооктановых марок. Так, по прогнозам аналитиков, потребление автомобильных бензинов в России вырастет с сегодняшних 27 млн т в год до почти 38 млн т в 2015 году. Производство же сохранится на уровне около 30 млн т в год, что приведет к дефициту топлива, который может возникнуть уже в 2010 г., когда спрос и производство сравняются.

Это неизбежно повлечет за собой резкий скачок цен. "КоммерсантЪ" приводит прогнозы НК "ЛУКОЙЛ", согласно которым на один автомобиль в неделю будет приходиться не 31 л бензина, как сейчас, а только 24. В случае сохранении сегодняшних объемов производства топлива к 2015 г. этот показатель упадет до 19 л на один автомобиль в неделю. Не допустить возникновения подобной ситуации можно только путем строительства новых высокотехнологичных НПЗ с повышенной нормой выхода светлых нефтепродуктов или глубокой модернизации старых.

Однако сомнительно, что удручающие перспективы, расписанные экспертами, подвигнут российские нефтяные компании на спешное возведение современных НПЗ. Во-первых, строительство таких заводов – достаточно дорогостоящий проект, а во-вторых, даже если кто-то за него и возьмется, для этого потребуется около 5-7 лет. Учитывая же тот факт, что сегодня нефтяные компании обеспокоены в основном наращиванием и переделом добывающих активов, до активов перерабатывающих дело дойдет не скоро.

С другой стороны, можно предположить, что уже через 5-7 лет потребление моторного топлива все-таки несколько снизится или темпы его роста окажутся не столь значительными. Причиной тому станет распространение автомобилей, оснащенных гибридными двигателями либо моторами, работающими на газовых смесях. В Германии, Японии и некоторых других странах постепенно развивается промышленное производство таких автомобилей, хотя общая их доля пока ничтожна. Неизвестно, с какой скоростью автомобили, использующие альтернативные виды топлива, начнут завоевывать рынок, однако, учитывая, как быстро мир признал сотовые телефоны, LCD-дисплеи и прочие современные "навороты", можно предположить, что ситуация будет развиваться достаточно быстро.

Не исключено, что по прошествии нескольких лет автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, теснимые в Европе, США и Японии "альтернативщиками", хлынут в нашу страну, и здесь россиян будет ожидать еще один подвох. В преддверии начала эры альтернативного топлива нефтяники могут просто воздержаться от массированных инвестиций в нефтепереработку, о необходимости которых говорят сегодня эксперты. Действительно, зачем вкладывать миллионы в производство большого количества хорошего бензина, если через 10-15 лет, к моменту начала окупаемости инвестиций, этот бензин окажется "морально устаревшим"?

Так что, возможно, уже через несколько лет российским автолюбителям придется выбирать: заправляться ли альтернативным водородом (для того, кому средства позволят приобрести такое авто) или лить сверхдорогой бензин в задрипанный "тазик".


Выбор читателей