Парад русских дебютов

Сегодняшний обзор новинок звукозаписи включает сразу 5 дебютных альбомов российских музыкантов. А также новый релиз Димы Билана, у которого оказалась неожиданно драматическая судьба




Дима Билан – "Ты, только ты" (DVD, 2005)
У релиза оказалась неожиданно драматичная судьба: буквально накануне презентации этого DVD скоропостижно скончался продюсер Димы Билана – Юрий Айзеншпис. Презентацию, естественно, отменили, но диск, тем не менее, увидел свет – а сам Билан удостоился награды MTV как артист года. На вручении премии RMA он с трудом сдерживал слезы, но, несмотря на подавленное настроение, нашел в себе силы выступить в заключительной части церемонии. А спустя еще несколько дней стало известно о попытках продюсерского центра "СтарПро" присвоить себе авторские права на бренд "Дима Билан" и на всю продукцию, издающуюся под этим брендом. Звукозаписывающему лейблу "Gala Records", как единственному правообладателю, удалось отбить атаку на начальной стадии, но на сегодняшний день еще не известно, чем закончится эта история. Пока же поклонники музыканта получили возможность наслаждаться данным DVD, который содержит записи концертных выступлений Билана с презентаций двух его предыдущих аудиоальбомов – "Ночной хулиган" и "На берегу неба", а также коллекцию видеоклипов – целых 9 штук. Бонусами прилагаются интервью с исполнителем и фотогалерея. Можно отметить неплохое качество видеоряда и порадоваться за отечественный музпром, который наконец-то встает на достойные видео-рельсы.
(****)


Кипелов – "Реки времен" (2005)
После скандального раскола в рядах "Арии" летом 2002 г. обе половины некогда единого целого вступили в негласное "капиталистическое соревнование" – на первом этапе проигранное группой имени Валерия Александровича вчистую: кипеловский сингл "Вавилон" появился на прилавках лишь тогда, когда "Ария" в дополнение к своему "Колизею" уже отстрелялась полноценной программой "Крещение огнем". Теперь чаши весов, пусть с опозданием, но возвращаются к равновесию. По словам лидера коллектива, новый релиз – "это все тот же хард-н-хэви, разве что музыкальные ориентиры у нас теперь несколько другие". Саунд в сравнении с традиционным "арийским", пожалуй, чуть более рафинирован; с голосом как будто все в полном порядке. Гостем записи выступил гитарист Rage Виктор Смольский, с которым Валерий познакомился несколько лет назад во время совместного гастрольного тура. Выпуском этого альбома музыканты наконец-то доказали – прежде всего, самим себе – что "Кипелов" может быть полноценным проектом, а не только концертным проигрывателем "арийского" наследия вроде "Дряни" или "Воли и разума".
(****)


Артерия – "Лети на свет" (2005)
Злые языки утверждают, что гитарист Сергей Терентьев, равно как и его тезка и коллега Маврин, входившие в число "соучредителей" упомянутого выше бренда, позднее покинули его по причине тотального превращения в "аккомпанирующий состав В.Кипелова". Здесь надо заметить, что даже выступая в составе "Арии", Терентьев всегда держался немного особняком, производя впечатление человека знающего, чего он хочет от жизни; про таких иногда еще говорят "себе на уме". В названии нового проекта Тери есть что-то и от его фамилии, и от предыдущей команды, в которой его известность достигла всесоюзных масштабов (хотя, к чести музыканта, любые шрифтовые параллели он сознательно исключил). В дебютный диск "Артерии" вошли 9 совсем новых композиций в стилистике чуть притрэшеванного heavy-metal и типовая "железная" баллада "Дорога без тебя". Все треки были записаны при участии вокалиста группы "Легион" Алексея Булгакова, ну а в настоящее время с "Артерией" сотрудничает Андрей Храмов, хорошо известный в столичной рок-тусовке как фронтмен культовой кавер-группы Greentown.
(***)


Фактор Страха – "Театр военных действий. Акт 1" (2005)
Совместная работа Кирилла Немоляева и группы "Тризна" – как водится, с привычно агрессивным немоляевским гроулингом по-русски, угарным гитарно-барабанным драйвом и текстами преимущественно депрессивного характера: о душе, после смерти разлетающейся в пыль, о буднях санитаров психбольницы, о бесконтрольном саморазрушении человека, потерявшего себя в этой жизни, и т.д. Три песни напрямую связаны с военной тематикой: "Война", "Профессионал" и "Солдат". Но вот обложка с орудием, нагло торчащим из царской ложи оперного театра, на мой взгляд, к концепту альбома пришита наспех и белыми нитками; а логотип так и вовсе "никакой". Возможно, второй акт этого гротескного милитаристического спектакля выйдет у музыкантов более внятным – если до продолжения, разумеется, однажды дойдет дело.
(***)


InFront – "Wordless" (2005)
Под "полным" именем Invisible Front этот московский инструментальный квартет выступал еще минувшей весной, на фестивале "InProg-2005". Кредо группы ее участники, скрывающиеся за псевдонимами kA, kS, dC и tU, обозначают как "guitars, more guitars, bass guitars and drums" – это действительно в большей мере кредо, чем простое перечисление состава. И в качестве музыкальных ориентиров напрашиваются в первую очередь зрелый King Crimson и отдельные сольные работы Трэя Ганна. Правда, в отличие от Фриппа с коллегами, "инфронтовцы" в своем творчестве обходятся без ненужной зауми: представленный здесь по-хорошему насыщенный, но не "зааранжированный" прог-фьюжн (он же – электрический "гитарный" джаз-рок) не вызывает ощущения скуки. "Wordless" – умная, динамичная, но не агрессивная инструментальная музыка. Хочется надеяться, что этот диск обязательно найдет своего слушателя.
(****)


Seven That Spells - "My Mommy Wants To Kiss Your Mamma" (2005)
В России всегда тепло относились к музыкантам-выходцам из бывшей Югославии - вспомнить хотя бы Эмира Кустурицу с его No Smoking Orchestra, Горана Бреговича, или вот, калибром чуть поменьше, Борис Ковач и La Campanella, недавно отыгравшие несколько концертов в столичных клубах. Но представленная пластинка - полноформатный дебют инструментального квартета из Загреба - являет крайне мало общих моментов с респектабельным балканским этно-попом. Вдохновение эти четверо хорватских музыкантов черпают вовсе не в национальном фольклоре - но, очевидно, в джаз-роковой и "космической" психоделии конца 60-х: у Pink Floyd "имени Барретта" и ранних Hawkwind, в экспериментах Хендрикса или импровизациях Джона Маклафлина (когда последний был еще выдающимся фьюжн-гитаристом, а не седовласым "индусом"). Очень качественно проведенный часовой экскурс в те милые, немного наивные и немного безумные времена - когда и трава была зеленее, и...
(****)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1), "CD-Maximum" (2,3,4) и независимым лейблом R.A.I.G. (5,6).

Выбор читателей