Со своим птичьим гриппом в Тулу не ездят

В Тульской области зафиксирован птичий грипп. Санитарные и профилактические меры вроде бы принимаются, но куры с петухами все равно страдают. А население не соглашается забивать птицу




Недавно был зафиксирован случай массового падежа домашней птицы в деревне Яндовка Ефремовского района, расположенной на самом юге Тульской области, у границы с Орловской и Липецкой областями. В середине октября количество погибших кур, уток, гусей и индюшек в Яндовке составило 250 голов, а к концу месяца перевалило за 3 сотни. Местная ветлаборатория отправила тушки погибшей птицы на экспертизу в НИИ защиты животных в поселке Юрьевец Владимирской области. Результаты анализов обещали сообщить жителям Тулы и области в ближайшие дни, однако до сих пор в местной прессе никакой информации на эту тему не появилось...

Совершенно очевидно, что причиной гибели птицы стало острое вирусное заболевание, и заместитель главного санитарного врача по Тульской области А.Э. Ломовцев подтвердил, что оно характеризуется клиническими признаками, похожими на птичий грипп. По предположениям ветеринаров, источником заражения птицы в Яндовке мог стать местный пруд, а переносчиками – обитающие там дикие утки.

Тульские власти категорически запретили ввозить – вывозить птицу за пределы этого населенного пункта. Жителям Яндовки предложили перерезать всю оставшуюся у них птицу, обещая компенсировать потери в размере 100 руб. за каждую. Однако владельцев птичьих дворов не очень устроило такое решение властей: на рынке птицу можно продать значительно дороже. Поэтому вокруг Яндовки были выставлены милицейские посты и перерыты бульдозерами три проселочные дороги, ведущие в деревню. Жителям разрешено выезжать за пределы своего населенного пункта лишь на специальном автобусе.

Для погибшей птицы неподалеку от Яндовки вырыт специальный могильник, где зараженные тушки обкладывают автомобильными покрышками и сжигают. Во всех подворьях проводится дезинфекция. Кроме того, дабы обезопасить жителей деревни от возможной инфекции, среди ее жителей проводится вакцинация от обычного, не птичьего, гриппа препаратом "Гриппол".

На птицефабриках области был установлен закрытый режим работы сразу после первых сообщений о вспышках птичьего гриппа в Сибири. Повышенные меры безопасности приняты и на Ефремовской птицефабрике. По утверждению директора фабрики З.Д. Шавтвалишвили, никакой посторонний транспорт на ее территорию не допускается, а все прибывающие туда машины, даже автомобили руководства, при въезде на территорию проходят полную обработку. Вакцинация птицы проводится в плановом порядке, однако специальной вакцины от птичьего гриппа пока не существует.

Врачи утверждают, что вирус этого заболевания погибает при высокой температуре, поэтому для обеспечения собственной безопасности нужно подвергать купленную в магазине или на рынке птицу хорошей тепловой обработке. Тем не менее, ветеринарные лаборатории тульских рынков осуществляют повышенный контроль за поступающей в продажу птицей – на прилавки попадает лишь та, которая имеет ветеринарные свидетельства, выданные врачами в тех районах, откуда везут кур, уток и индюшек. С неблагополучных территорий птица от частников к продаже не допускается.

Интересно, что охотничий сезон, который обычно продолжается до 30 ноября, в Управлении по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Тульской области решили не сокращать, надеясь на то, что зараженная дикая птица будет отстрелена любителями охоты. Самих охотников предупредили о том, они находятся в группе риска, и посоветовали им строго соблюдать меры личной гигиены: тщательно мыть руки после контакта с дичью. Дичь, по мнению ветврачей, вполне можно употреблять в пищу после термической обработки, однако делать это или нет, решать охотникам.

Тульские птицеводы принимают собственные меры предосторожности: владельцы птичьих дворов в этом году не спешат покупать птицу на развод и стараются пораньше укрыть своих питомцев в зимних курятниках, чтобы свести к минимуму возможности контактов с дикими родственниками. Что приводит порой к трагикомическим ситуациям. Один мой знакомый любитель-птицевод не успел продать молодого петуха и вынужден был запереть его вместе с курами и со старым, заслуженным утренним крикуном. А ведь петух – это все равно что владелец гарема, ревниво оберегающий своих жен! И вот теперь молодой самец клюет старого и не подпускает к курам, и заклеванный старик выглядит совсем больным и даже отказывается от еды. Только болен он не птичьим гриппом, а птичьей депрессией!

Несмотря ни на что, паники в Туле и области по поводу птичьей эпидемии не наблюдается – туляки доверяют своим санитарным инстанциям. Птицу покупают по-прежнему, разве что варят-жарят подольше. Случаев заражения птичьим гриппом людей в Тульской области не зафиксировано.

Выбор читателей