Человек слишком неуклюж для вечной жизни

Американские генетики продолжают эксперименты с генами старения. Как выяснилось, у одноклеточных, равно как и у человека, есть генетический "сучок", который мешает существам соскользнуть в вечную жизнь

Человек хорошо сложен для бессмертия. Согласитесь, в это хочется верить. И все в это верят. Это нормальное самолюбие биологического вида, и тут нечего стесняться, поскольку эволюция слишком медлительна, чтобы вызвать хоть какое-нибудь чувство, и потому человек, прячась от эпох, питает любовь к самому себе. И верит, что он прекрасно сложен для истории, как атлет, и невообразимо сложен для познания, как секрет вечной молодости Майи Плисецкой.

Однако, если задуматься над последними открытиями генетиков, на мгновение идеальный homo sapiens со своей вселенской статью покажется неотесанным, словно полено, из которого папа Карло выстругал Буратино. Куча всего лишнего, столько бесполезных деталей, фантиков в карманах и забытых лейблов на одежде, что разум ужасается: да разве же можно в таком виде в бессмертие, позвольте?!

Вот, к примеру, открытие американских ученых лишний раз показывает, сколько эволюции еще предстоит сделать, и сколько уже сделано.

Ученым давно известен ген SIR2, который отвечает за процесс старения. Генетик Леонард Гуаренте из Массачусетского университета обнаружил, что лишняя копия этого гена продлевает жизнь червячкам и цветочным мушкам. Это открытие буквально ошарашило научный мир, в США стартовал проект "лекарства от старости", однако теперь, в пику Гуаренте, его коллега из Института геронтологии в Калифорнии, Уолтер Лонго, утверждает, что простые организмы живут намного дольше, если им вообще удалить ген SIR2. Впрочем, его группа подтвердила это экспериментально, так что Гуаренте остается только почетный титул "первооткрывателя".

Итак, в статье, опубликованной журналом Cell, Лонго пишет, что продолжительность жизни дрожжевого грибка увеличивается в шесть раз, если этому одноклеточному удалить SIR2. Впрочем, даже пережив всех своих сородичей, грибок не превратится в дряхлого дрожжевого старикана: по словам Лонго, организм, лишенный SIR2, как бы "переключается" в другой режим. Представьте себе, что вся ваша напряженная деловая жизнь, активный отдых и богемный уик-энд – на самом деле глубокий обморок. Или проще – похмелье. И вдруг вы пробуждаетесь, и чувствуете, что позади бездна безделья, от которой нужно бежать, бежать… Теперь перенесите это на дрожжи. Когда ученые удаляют дрожжевым грибкам ген SIR2, те начинают вести себя так, как будто спасаются от неминучей гибели – они чинят ДНК с такой скоростью, что у доктора Лонго встают дыбом волосы, грибки едят, едят, словно вот-вот нагрянет мировой голод и все худосочные организмы вымрут.

В самом деле, говорит Лонго, они "думают", что их вид на грани вымирания. Очевидно, природа создала SIR2 как генетическую затычку в бочке инстинктов выживания. И лишь когда это ген блокируется, то есть, выключается, организм бросает все силы на то, чтобы спасти свой вид.

Кроме того, "бессмертные" дрожжи очень живучи. Одноклеточные "горцы" выстояли под напором окислителей, они перенесли высокие температуры, и не погибли, удивляется Лонго.

Впрочем, людям еще рано радоваться. Если у грибка лишь один крохотный заусенец, который мешает ему прошмыгнуть в бессмертие, то у человека их миллионы, самодовольный сапиенс похож на сучковатую дубину, тычущуюся в элегантную замочную скважину вечной жизни без болезней, без страха и прочих скучных вещей.

О страхе стоит сказать пару слов отдельно. Группа ученых из США выяснила, что все животные страхи, например, страх перед чьей-нибудь гигантской тенью, которая движется прямо на вас, а также более изысканные страхи, свойственные разумному существу, питаются из одного источника.

Чувство страха может стимулировать или, напротив, угнетать, белковая молекула статмина, утверждает Эрик Кэндел из Колумбийского университета. Статмин накапливается мозгу, страх копится в душе, сердце уходит в пятки, а Кэндел мечтает о новых лекарствах на базе статмина. И так до бесконечности.