Еврабийское завтра

Автор гиперболизирует мусульманскую экспансию, рисуя мрачные картины вероятного ближайшего будущего. Будущего, в котором нет Европы – есть Еврабия со всеми вытекающими отсюда последствиями




Было бы несправедливым начать разговор об этой книге с ее литературных достоинств и недостатков. Во-первых, смысл и цель ее лежит в ином, отличном от литературного, измерении – и об этом ниже. А во-вторых, это тот самый редкий случай, когда изяществом стиля вполне можно пожертвовать (в разумных пределах, конечно) – в "Мечети Парижской богоматери" Елены Чудиновой главное не это.

Чудинова тщательно анализирует возможности развития дальнейших отношений исламской и христианской цивилизаций. Политкорректному читателю напомним, что существование и развитие Европы, само возникновение ее как социально-географического образования стало возможным только благодаря христианству. Под тонким (несколько десятков лет) "льдом безбожия" – мощный культурный пласт христианской истории.

На рубеже XIX-XX вв. российские фантасты пробовали работать на этом поле – наиболее яркими примерами являются "Вариант И" Владимира Михайлова и трилогия "Русские идут!" Юрия Никитина. Это были книги, изучающие наиболее привлекательные аспекты ислама и возможную пользу от их внедрения в европейский modus vivendi. Реальные события кардинально изменили расклад – войны, стыдливо именуемые локальными конфликтами (будто в этих "конфликтах" люди гибнут как-то иначе), всплеск терроризма, последние события во Франции...

В "Мечети Парижской богоматери" рассматривается самый неблагоприятный вариант. И книга эта – смелый эксперимент на стыке жанров. Тут и политическая фантастика, и остросоциальный памфлет, и антиутопия. И, конечно, боевик – куда же сейчас без этого... Автор гиперболизирует мусульманскую экспансию, рисуя мрачные картины вероятного ближайшего будущего. Будущего, в котором нет Европы – есть Еврабия со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая и вынесенное в заглавие.

Увы, книга написана достаточно неряшливо, наличествуют ошибки всех мастей – от огрехов автора до достаточно небрежно проведенной редакторской и корректорской работы. Большое количество опечаток и откровенные ляпы (так, например, оборона повстанцами-христианами Ситэ основывается на контроле шести мостов, а через страницу их уже девять) портят впечатление от книги. Также, на привередливый взгляд критика, выбрано не самое лучшее композиционное решение – действие ("драйв") нарастает от главы к главе, и вдруг обнаруживается фрагмент, почти полностью этого действия лишенный. Читатель – даже самый внимательный – по инерции пролетает эту часть и замирает в недоумении, отлистывая назад и тщетно пытаясь разобраться... Первое объяснение, которое приходит в голову – автор спешила закончить "Мечеть Парижской богоматери", а издательство очень торопилось книгу выпустить. Впрочем, повторюсь, стилистическая и композиционная безупречность в данном случае не первостепенна.

Итак, насколько описанное в "Мечети..." будущее – будущее? Ведь это сейчас Католическая церковь применяет ревизионистский подход к истории крестовых походов; это сейчас в Испании убирают из соборов статуи Св.Иакова Мавробойца, дабы те не оскорбляли чувства мусульман, могущих зайти – нет, не в храм, но лишь в "памятник архитектуры"; это сейчас переписывается и редактируется классика.

Диалог культур, цивилизаций – это конструктивный, созидательный процесс – но лишь до тех пор, пока диалог не подменяется вытеснением, пока одна цивилизация не начинает приносить в добровольную жертву самые свои основы. Результат подобной игры в поддавки лучше узнать заранее из "Мечети Парижской богоматери", нежели постигать это на личном опыте.

Так что приготовьтесь: вы в Париже середины XXI века, вокруг вас пространства Еврабии – исламского сверхгосударства в сердце Европы. Христиане загнаны в гетто, откуда лишь два выхода: принять ислам или умереть. Немногочисленное Сопротивление приводит в исполнение приговоры оккупантам и коллаборационистам – акты скорее эффектные, нежели эффективные; слишком мало бойцов, слишком много захватчиков. Христианство вновь уходит в катакомбы, повторяя опыт двухтысячелетней давности. Это даже не иллюзия равновесия – и исламскими властями принято решение раз и навсегда покончить с гетто. Вот такой Endlosung образца XXI века. Паства отца Лотара и бойцы Софии Севазмиос плечом к плечу идут в сражение... нет, не за свободу и не за жизнь. За что же? Если вы еще не поняли – самое время раскрыть книгу.

Перед нами произведение, которое вряд ли вызовет интерес утонченного ценителя изящной словесности, но которое не оставит равнодушным тех, кто привык заглядывать глубже тщательно выстроенных фраз. "Мечети Парижской богоматери" предстоит долгая и бурная жизнь, и немалому количеству копий предстоит быть сломанными вокруг этой книги.

Так что же это – роман-предостережение или попытка культурологического анализа художественными средствами? Манифест встревоженного европейца или фантастическое простроение "а что, если"? Решать тебе, читатель...

Выбор читателей