Пересаженное лицо ест, пьет и разговаривает

Впервые увидев себя в зеркале, женщина, которой сделали операцию по пересадке губ, носа и подбородка, не могла поверить своим глазам. Врачи практически вернули ей ее собственное лицо


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Женщина, которой на прошлой неделе французские хирурги сделали операцию по пересадке лица, чувствует себя хорошо. Пациентка, обретшая новые губы, нос и подбородок, может есть, пить и отчетливо разговаривать. Сняв спустя несколько дней после трансплантации повязки, врачи были приятно поражены тем, как точно пересаженные органы подошли своей новой хозяйке.

В восторге и сама 38-летняя Изабель Динуар. "Перед трансплантацией у нее полностью отсутствовали губы, а без них принятие пищи и дыхание превращаются в настоящее испытание", – говорит один из медиков, проводивших операцию. Теперь же француженка снова может почувствовать себя полноценным человеком. "Врачи вернули мне мое лицо, – сказала она, когда впервые увидела результат 36-часового труда хирургов. – В зеркале я увидела себя. И это было впечатляюще".

Пациентка не знает, как благодарить хирургов за то, что они сделали для нее. Однако не меньшую признательность она испытывает к семье женщины, чьи губы, подбородок и нос теперь стали частью ее лица. Как стало известно, донором для изуродованной Изабель являлась также 38-летняя француженка, которая покончила жизнь самоубийством. Необходимые для пересадки ткани были отделены от ее лица, пока она еще была жива, но мозг ее уже отключился. Ее семья дала разрешение на трансплантацию.

Что не менее интересно, сама Изабель, по свидетельствам близких, лишилась лица тоже в результате попытки самоубийства. После серьезной ссоры со своей 17-летней дочерью она выпила львиную дозу снотворного – то ли чтобы покончить с жизнью, то ли чтобы просто заснуть. Что случилось потом, точно неизвестно: по одной версии, собака попыталась не дать ей умереть, кусая и не позволяя заснуть, по другой, женщина очнулась сама, и только после этого собака напала на нее. Однако теперь это уже не имеет значения. "Я тоже накладывала на себя руки, – говорит Динуар. – Но теперь после трансплантации начну свою жизнь заново".

Однако не все просто: счастливый конец в этой истории пока не наступил. С момента операции прошло всего несколько дней, а для того, чтобы полностью удостовериться в успехе мероприятия, нужно долгое время. Знать точно, примет организм пациентки новое лицо или отторгнет его, "мы будем только через четыре-шесть месяцев", сообщил Жан-Мишель Дубернар, главный из проводивших пересадку хирургов и "гуру" французской школы трансплантации органов. Для того, чтобы избежать отторжения, Динуар в течение нескольких месяцев будут вводить клетки костного мозга донора и пичкать женщину всевозможными препаратами. Но и при самом интенсивном курсе реабилитации врачи не исключают провала. Однако если все пойдет по плану и новые ткани приживутся на лице хозяйки, обретя полную чувствительность, операцию французских медиков можно будет считать настоящим прорывом в пластической хирургии.

Выбор читателей