Морозоустойчивый мамонт был азиатом

Ученым удалось, наконец, разрешить спор о происхождении мамонтов, который длился последние 10 лет. Выяснилось, что мамонт состоял в ближайшем родстве с азиатским слоном

Ученым удалось, наконец, разрешить спор о происхождении мамонтов, который длился последние 10 лет. Международная группа специалистов из Германии, Великобритании и США, под руководством Михаэля Хофрайтера, сотрудника Института эволюционной антропологии Макса Планка, использовала новую технику анализа ДНК, чтобы изучить крошечный 200-миллиграмовый кусочек кости мамонта.

В результате им удалось записать полный генетический код митохондрии животного вида Mammuthus primigenius. Это, конечно, не код всего огромного волосатого слона, но "самая длинная часть ДНК животных плейстоцена, расшифрованная до настоящего времени". Ранее была составлена полная ДНК митохондрии только одного животного – бескрылой птицы Моа, которая вымерла приблизительно 500 лет назад.

Надо сказать, что мамонты обитали практически во всех частях света – в Африке, Европе, Азии и Северной Америке в период между 1,6 млн до 10 тыс. лет назад. Чьим сородичем был косматый Mammuthus primigenius, который был приспособлен к жутким условиям Ледникового периода, до сих пор было неизвестно.

Хотя большая часть генетической информации сосредоточена в ядре, ДНК митохондрии, которая передается по материнской линии, позволяет изучить эволюционные отношения между разными видами слонов. В результате анализа выяснилось, что Mammuthus primigenius состоял в ближайшем родстве с азиатским слоном, а не африканским.

Между тем до сих пор точно неясно, почему вымерли мамонты. Некоторые считают, что их сожрал враг всего живого – человек. А недавно возникло предположение, что их выкосил радиоактивный град. Американский исследователь Фаерстоун заявил, что они прекратили существование в результате активности сверхновой звезды. Она появилась примерно 41 тыс. лет назад на расстоянии в 250 световых лет от Земли. Сначала до нашей планеты дошло космическое излучение, за которым последовал поток частиц льда, который начал бомбардировать территории обитания мамонтов. Американцы даже нашли следы этого излучения, для чего им пришлось поехать в Исландию и покопаться в морских отложениях. Докопавшись до нужных слоев, они обнаружили необычайно высокую концентрацию углерода C-14, которую объяснили влиянием излучения той самой злополучной сверхновой. А в слоях, соответствующих периоду безвременной кончины мамонтов, обнаружились радиоактивные куски льда.