Россия торгует любовью по скользящему тарифу

Пока Украине предлагают газ по $230 за 1 тыс. куб. м, Белоруссия и дальше будет получать его за $46,68. А вот для Армении цена возрастет в два раза – с $56 до $110




На фоне российско-украинского газового кризиса недавние встречи Владимира Путина в Сочи с Александром Лукашенко и Робертом Кочаряном, в ходе которых старательно выказывалось полнейшее взаимное удовлетворение, с особой силой подчеркивали преференциальный характер отношений России с ее верными союзниками. Вместе с тем, если для Белоруссии цена на газ сохранена на прошлогоднем уровне – $46,68 за 1 тыс. кубометров, то для Армении она повышается, согласно заявлениям "Газпрома", в два раза – с $56 до $110. Это, конечно, не те $220-230, которые сегодня требуют от Украины, но в то же время это никакая не льгота: цена в $110 за тысячу кубов определена "Газпромом" на следующий год как "рыночная" для всего региона Закавказья. Иными словами, поблажек для дружественной Армении, в сравнении, скажем, с ерепенящейся Грузией, не делается.

Сотрудничество в области энергетики было центральной темой на российско-армянской встрече в Сочи, и, понятное дело, вопрос газовых поставок не мог не обсуждаться. Однако ценовых скидок для Еревана официально по-прежнему не предусматривается. "Наше взаимодействие с Арменией в энергетической сфере корректно и соответствует духу наших межгосударственных отношений", – эти итоговые слова российского президента можно трактовать как угодно. Причем Путин подчеркнул, что вопрос цены на газ находится в компетенции "хозяйствующих субъектов" (т.е. "Газпрома" и "Армросгазпрома"), которые "проводят переговоры: есть договоренности, бумаги, контракты, процесс идет... Они между собой занимаются коммерцией. Мы (президенты – "Y") коммерцией не занимаемся".

В истекающем году в Армению будет поставлено 1,7 млрд куб. м российского газа – на 28% больше, чем в 2004 году. Нетрудно посчитать: при таком уровне потребления потери республики от намеченного повышения цены составят $92 млн, что для Армении отнюдь не мало. Это осложнит ее финансовое положение и может притормозить экономический рост.

В последние годы армянская экономика развивается достаточно высокими темпами. В 2004 г. ВВП страны увеличился на 10,1%, а в январе-октябре с.г. относительно аналогичного прошлогоднего периода – на 12,2%. Вместе с тем высокие показатели роста во многом обусловлены низкой исходной базой после обвала экономики в первой половине 90-х годов. Два года назад в республике была принята Стратегическая программа по преодолению бедности на 2003-2015 гг., предполагающая стимулирование экономического роста и улучшение механизмов социальной защиты населения. Однако 43% жителей (год назад – более половины) по-прежнему пребывают за чертой бедности, а реальный уровень безработицы, по некоторым оценкам, достигает 40% (официально – около 20%).

Не теряет своей остроты проблема бюджетного и внешнеторгового дефицита. Принятый в конце ноября бюджет-2006 предусматривает дефицит в размере $166 млн, или 2,9% ВВП против 2,4% в нынешнем году. Как и прежде, этот разрыв в государственных доходах и расходах будет покрываться в основном за счет иностранных кредитов и трансфертов. Внешнеторговый дефицит на следующий год запланирован в размере $618 млн (около 11% ВВП). Выручает, правда, приток средств от армянской диаспоры – только прямые денежные переводы из-за рубежа от частных лиц превышают $1 млрд в год. Без этой помощи, а также инвестиций, осуществляемых иностранными бизнесменами армянского происхождения, республика не смогла бы экономически выжить. За границей проживает 5-6 млн армян, тогда как в самой Армении – лишь 3,2 млн, причем в 90-е годы из страны уехало свыше 1 млн человек (из них 75% – в Россию).

В немалой степени благодаря переводам от зарубежных армян курс национальной валюты за последние два года существенно поднялся – с 565 до 450 драмов за доллар. С учетом физического роста производства, ВВП на душу населения, как ожидается, превысит по итогам этого года $1400 против $1100 в 2004 году. Это, конечно, все еще мало, но надо помнить, что не так давно по данному показателю Армения и вовсе находилась на "африканском" уровне – менее $600 в год на человека. В 2006 г. ВВП на душу населения может достигнуть $1800. Такая оценка получается, если исходить из параметров бюджета на следующий год, предусматривающего увеличение реального ВВП на 7,5% при инфляции 3% и среднем курсе национальной валюты 420 драмов за $1. Однако эти планы могут и не осуществиться – бюджет-то верстался без учета газпромовских новаций.

Россия остается ведущим торгово-экономическим партнером Армении: на ее долю приходится свыше 15% армянского внешнеторгового оборота и до 40% иностранных инвестиций. За первые три квартала текущего года двусторонний товарооборот увеличился по сравнению с тем же периодом 2004 г. на 35% и составил $206 миллионов. Российский экспорт в Армению представлен прежде всего энергоносителями, продукцией черной металлургии, машинами и оборудованием. Армения поставляет в РФ преимущественно продукцию пищевой, горнорудной и химической промышленности.

Накопленный объем российских капиталовложений в экономику Армении превысил $300 миллионов. Так, "Русский алюминий" только что завершил первую фазу модернизации ереванского завода "Арменал" по выпуску алюминиевой фольги – общий объем инвестиций составит $70 миллионов. Отметим также, что российским банкам принадлежит 25% уставного капитала банковского сектора Армении.

В 2003 г. Армения полностью рассчиталась с Россией по госдолгу (около $94 млн), передав в счет его погашения пять предприятий: Разданскую ТЭС (ее оценили в $31 млн), завод по производству электроники "Марс" ($56 млн), построенный в конце 80-х годов на западные кредиты и оснащенный западным оборудованием, а также три оборонных НИИ (в общей сложности $6,5 миллиона). Электростанция досталась РАО "ЕЭС России", а вот что делать с остальными предприятиями, наше правительство до сих пор не знает. Они фактически простаивают, и подобная ситуация вызывает в Армении понятное неудовольствие.

Путин, безусловно, был прав, заметив после встречи с армянским президентом, что "отношения Армении и России выходят далеко за рамки энергетических проектов". Тем не менее, именно проекты в электроэнергетике и газовой сфере являются ключевыми в двустороннем инвестиционном сотрудничестве. В Армении РАО "ЕЭС России", помимо четырех блоков Разданской ТЭС, владеет Севано-Разданским гидроэнергетическим каскадом, а также распределительными сетями (весной этого года РАО выкупило компанию "Электрические сети Армении" у британской Midland Resources Holding). Кроме того, в доверительном управлении у ЗАО "Интер РАО ЕЭС" находится Мецаморская (Армянская) АЭС. В ближайшем будущем возможна передача в российскую собственность в счет долгов за ядерное топливо большого пакета (до 40%) акций этой станции. Всего РАО "ЕЭС России" со своими дочерними структурами контролирует около 80% электроэнергетического сектора Армении.

На газовом рынке – примерно такая же картина. "Газпром" является единственным экспортером природного газа в республику и совладельцем ЗАО "Армросгазпром", продающего голубое топливо непосредственно потребителям. Однако монопольное положение "Газпрома" скоро будет нарушено: в конце 2006 г. должен быть введен в строй газопровод Иран–Армения. На первом этапе по нему будет поставляться 1,1 млрд кубометров газа в год, в последующем эти объемы возрастут. Оплачивать этот газ предполагается встречными поставками в Иран электричества.

"Газпром" и РАО "ЕЭС России" хотели, чтобы весь иранский газ поступал на Разданскую ТЭС и вся выработанная за счет этого электроэнергия экспортировалась в Иран (таким образом, поставки в Армению российского газа не сокращались бы и "Газпром" сохранял на местном рынке свое эксклюзивное положение). В указанных целях Алексей Миллер и Анатолий Чубайс предлагали Еревану продать их компаниям недостроенный пятый блок Разданской ТЭС и сформировать консорциум для сооружения второй очереди газопровода Иран–Армения. Однако после длительных переговоров армянская сторона эти предложения отклонила, отдав предпочтение инвестиционным проектам иранских компаний "МАР" и "Санир". Теперь в Армении можно услышать разговоры, что повышение цены на российский газ – это "политическая месть" младшему брату за отказ во всем слушаться старшего.

Подорожание газа воспринимается в республике очень болезненно. В начале декабря в Ереван на закрытие "Года России в Армении" (следующий год станет "Годом Армении в России") приезжал Михаил Фрадков. В ходе этого визита российский премьер, вопреки армянским чаяниям, ничего конкретного по вопросу о цене на газ не пообещал, но отметил, что газовую проблему надо решать "комплексно". Вероятно, "комплексное" решение предполагает возврат к предложениям "Газпрома" и РАО "ЕЭС России" по использованию иранского газа. Кстати, к участию в сочинских переговорах Путин привлек и Миллера с Чубайсом.

Еще в октябре глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что надо продавать газ по рыночным ценам даже нашим союзникам, которые "должны получать льготы в других формах". По некоторым сведениям, Москва может предоставить Еревану льготный кредит, покрывающий разницу между старой и новой ценой на газ, причем погашение кредита будет производиться опять-таки имуществом – вроде того же недостроенного блока Разданской ТЭС. Впрочем, есть варианты получения Арменией компенсационных преференций и по иным схемам. В конце концов, оптовые закупки газа у "Газпрома" осуществляет компания ("Армросгазпром"), российскому монополисту же и подконтрольная. Она вполне может установить отпускные цены для армянских потребителей на уровне, близком к нынешнему, а существенно поднять их только для Разданской ТЭС и таких предприятий, как "Арменал". Таким образом, практически все издержки перехода к "рыночным" ценам на газ для Армении могут быть покрыты самим "Газпромом", а также РАО "ЕЭС России" и другими крупными российскими инвесторами.

Судя по улыбкам, которые в Сочи расточал Кочарян, армянский президент к тому моменту уже был уверен в приемлемых для Еревана конечных итогах таких переговоров. Путин, конечно, не должен "заниматься коммерцией". Но, с другой стороны, у нас не слишком много союзников, чтобы ими разбрасываться.

Выбор читателей