За российские истребители заплатят птичьим гриппом

Малайзия опять собирается оплачивать поставки российской техники и вооружений пальмовым маслом, а Таиланд – поставкой "мяса птицы". Деньгами здесь предпочитают расплачиваться за что-нибудь американское


ФОТО: cofe.ru



Завершившийся в середине декабря визит Владимира Путина в страны Юго-восточной Азии не принес особых сенсаций в плане сотрудничества с этими государствами в ближайшей перспективе. И это не удивительно: регион считается вотчиной США, Англии и Франции, которые по сей день любыми путями и способами не допускают сюда конкурентов. Однако азиатский регион представляет особый интерес для России в области военно-технического сотрудничества (ВТС); в первую очередь это относится к 10 странам, входящим в АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины). Пока доля России во внешней торговле с ними ничтожна, а сотрудничество в сфере продаж вооружения и военной техники (ВиВТ) идет ни шатко ни валко. Например, объем ВТС с Малайзией составил за 11 лет не более $1,7 миллиарда. Кроме истребителей МиГ-29, закупленных в 1994 г., эта страна планирует получить 18 истребителей типа Су-30МКМ на сумму $900 миллионов. Их поставки должны начаться в 2006 году. Кроме того, Малайзия намерена послать своего космонавта на МКС. Этот полет обойдется Куала-Лумпуру в $20 миллионов.

Таиланд планирует покупать в России стрелковое оружие и боевые истребители; ВВС Индонезии уже эксплуатируют 4 истребителя Су и хотят закупить еще около 10 таких машин. Что же касается взаимоотношений с Сингапуром в области ВТС, их точно характеризует витиеватая фраза, которую произнес помощник российского президента С.Приходько: "России интересна точка зрения этой страны, имеющей один из самых мощных в регионе финансовых секторов, на положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе". Как хочешь, так и понимай!

Но не это главное. Малайзия, например, опять собирается оплачивать поставки ВиВТ российского производства пальмовым маслом, а Таиланд – поставкой "мяса птицы". Все это говорит о необыкновенной сложности развития военно-технического сотрудничества со странами ЮВА. Что же делает Россия для достижения успеха? С одной стороны, немало, а с другой – недостаточно. Это показала прошедшая в середине декабря на малайзийском острове Лангкави VIII Международная выставка авиакосмической и морской техники "ЛИМА-2005".Она является одной из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе и проводится под патронажем Министерства обороны Малайзии раз в два года. Россия является ее традиционным участником.

Двадцать предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса продемонстрировали более 450 наименований продукции военного и двойного назначения. Однако все экспонаты можно было только увидеть на планшетах, макетах и в буклетах, единственным живым экспонатом был учебно-боевой самолет Як-130.

Большой интерес вызвали ракеты класса "воздух-воздух" ближнего радиуса действия Р-73Э, а также высокоэффективная авиационная ракета класса "воздух-воздух" средней дальности РВВ-АЕ. Привлекла внимание специалистов космическая система дистанционного зондирования Земли "Кондор-Э" на базе малых космических аппаратов. Она предназначена для получения оперативной высокодетальной информации об объектах на поверхности Земли и морских акваториях и может использоваться для экологического мониторинга территорий и предупреждения о катастрофах и бедствиях природного и техногенного характера, картографирования, исследования и управления природными ресурсами, решения задач научно-прикладного характера.

С учетом географических особенностей региона и растущей необходимости обеспечения безопасности водных рубежей прибрежной зоны особое внимание в военно-морской части российской экспозиции уделялось надводным кораблям малого и среднего водоизмещения. Ракетные катера проектов 12421 и 12418 "Молния", ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 "Скорпион", патрульные катера проектов 12150 "Мангуст", 12200 "Соболь", 14310 "Мираж", 10412 "Светляк" водоизмещением от 10 до 550 т и скоростью хода до 55 узлов по праву считаются одними из лучших в мире. Эти корабли весьма эффективны для борьбы с морским пиратством, наркоторговлей и терроризмом и потому вызывают особый интерес в странах ЮВА.

В составе российской экспозиции на салоне были также представлены корабли, которые могут усилить военно-морские силы стран региона. Это, прежде всего, сторожевой корабль "Корсар" проекта 11541 и корвет проекта 20382, на вооружении которого находится 100-мм автоматическая артиллерийская установка А190Э, превосходящая существующие зарубежные аналоги по ряду основных боевых характеристик. Большие экспортные перспективы имеют корабли на воздушной подушке проекта 12061Э "Мурена", которые способны перебрасывать со скоростью до 55 узлов на значительные расстояния и высаживать на необорудованном побережье подразделения десанта и боевую технику, включая танки, БТР и БМП. Среди демонстрируемых подводных лодок представлены проект 636 с интегрированной системой ракетного вооружения "CLUB-S" и подводная лодка следующего поколения "Амур-1650". На мировом рынке высоко котируются российские интегрированные ракетные системы "CLUB-S" и "CLUB-N", способные обеспечить гарантированное поражение надводных кораблей и подводных лодок противника даже в условиях интенсивности огневого и радиоэлектронного противодействия.

Однако, если окинуть критическим взглядом российскую экспозицию, то ничего нового, особенно в авиационной составляющей, на ней не удалось бы увидеть даже под микроскопом. Можно назвать Миг-29СД истребителем для завоевания превосходства в воздухе, МиГ-29СМТ – самолетом поколения 4+, но суть его от этого не изменится: он так и останется истребителем МиГ-29, спроектированным почти 30 лет назад. Кроме того, в Малайзии имеется не самый удачный опыт эксплуатации этих самолетов, которые много времени простаивали из-за отсутствия запасных частей и специализированного сервисного центра. Американцы же, к примеру, предлагают Сингапуру истребители F-15SG, соответствующие поколению 4++, которые по характеристикам на голову выше, чем российский самолет. Поставки 12-ти таких истребителей будут осуществлены в 2008-2009 годах.

Да, Малайзия включила Як-130 в тендер на оснащение своих ВВС новыми учебно-боевыми истребителями. Однако пока в самой России построены лишь 3 таких истребителя, а одним из главных условий тендера является наличие этих машин в российских ВВС.

Тем не менее, потеряв европейский рынок оружия и имея небольшую долю в поставках ВиВТ на Ближнем Востоке, Россия должна всеми силами развивать ВТС со странами АСЕАН. Если этого не сделать, больше торговать идти некуда. Дальше только Антарктида. А пингвинам наше оружие не требуется.

Выбор читателей