Коммунизм стал осужденным

Вчера большинством участников сессии ПАСЕ была принята антикоммунистическая резолюция. Докладчик, Горан Линдблад, объявил, что готов поставить 100 евро на то, что через пять лет коммунистического режима в Китае не будет


ФОТО: coe.int



Вчера на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы Россию не ругал только ленивый. Ей досталось и за Чечню, в которой, по убеждению европарламентариев, продолжают нарушаться права человека, и за "не соответствующий евростандартам" закон об НКО (его совершенно неуместно вспомнили в докладе про Чечню, чем весьма огорчили российскую делегацию), и за коммунизм. Из-за последней темы на глазах всего прогрессивного человечества едва не подрались лидер КПРФ Геннадий Зюганов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Жириновский поддержал доклад, осуждающий тоталитарные коммунистические режимы, предложил запретить все компартии, загнать коммунистов в сумасшедший дом, а Зюганова арестовать и "из Страсбурга, в наручниках, увезти в Гаагу, как Милошевича". Реформы в России идут плохо именно потому, что коммунисты остались на руководящих постах, добавил Владимир Вольфович. Вступиться за Зюганова пришлось спикеру ПАСЕ: тот сделал лидеру ЛДПР замечание и отключил ему микрофон. Что Жириновского, естественно, не остановило, и он в присущей ему манере продолжал говорить о наболевшем в отключенный микрофон.

Зюганов в долгу не остался. "Членством в компартии гордились Гагарин и Шолохов, красной становится Латинская Америка, – заявил он. – Судят 40 млн человек, которые прошли через партию. Судят наших отцов и дедов. Я считаю, более позорного явления трудно себе представить". Российская делегация заранее предупредила, что не поддержит резолюцию, а входящие в делегацию члены КПРФ даже провели в Страсбурге митинг протеста. Ранее Зюганов официально вручил председателю ПАСЕ Рене ван дер Линдену протест от имени лидеров 73-х коммунистических и левых партий, направленный против рассмотрения "антикоммунистического" вопроса.

Тем не менее, большинством участников сессии ПАСЕ была принята резолюция, решительно осуждающая массовые нарушения прав человека, совершенные тоталитарными коммунистическими режимами. Докладчик, представитель Швеции Горан Линдблад отнес к таковым не только режимы, правящие в Центральной и Восточной Европе в прошлом веке, но и нынешний Китай. "Это ад на Земле", – заявил Линдблад, опрометчиво добавив, что готов поставить 100 евро, что через 5 лет коммунистического режима в Китае не будет. По мнению главы российской делегации, председателя Комитета по международным делам Госдумы Константина Косачева, Линдблад не справился с темой и не дал ответа на главный вопрос: все ли коммунистические режимы по определению тоталитарные? Косачев убежден в том, что вчерашняя дискуссия может только еще больше запутать людей.

Пока наблюдатели расходятся во мнениях о последствиях принятой вчера резолюции. Вопрос в том, повлечет ли она за собой какие-то имущественные претензии бывших советских республик, или же этот акт, имеющий исключительно моральное значение, никаких правовых последствий иметь не может.

Немало понервничала российская делегация и во время обсуждения двух других злободневных для страны тем – Чечни и неправительственных (некоммерческих) организаций. ПАСЕ предложила возобновить мониторинг ситуации с правами человека в Чечне. Доклад, представленный немецким социалистом Рудольфом Биндигом, российская сторона назвала "поверхностным" и "подготовленным в спешке". По мнению депутата Госдумы от ЧР Ахмара Завгаева, доклад не учитывает последних изменений в республике. Спорной показалась и терминология Биндига, называвшего террористов, действующих в Чечне, "вооруженной оппозицией".

Совершенно неожиданно в поправке к докладу всплыла тема НКО: в ней выражается обеспокоенность "тем, что закон не соответствует критериям Совета Европы". Этот пассаж и вовсе расстроил россиян. Как заявил в интервью "Вестям" министр юстиции России Юрий Чайка, у Москвы есть заключение экспертов Совета Европы, в котором четко прописано право нашей страны на принятие закона о неправительственных организациях. "Эксперты сказали, что в целом мы имеем право принимать такой закон, имеем право отслеживать, откуда приходят деньги, на какие цели они расходятся. Более того, это фундаментальное право любого цивилизованного государства. Но беспокоит всех правоприменительная практика. Она и нас, кстати, беспокоит", – сказал министр. Как известно, после первого чтения в текст были внесены серьезные поправки, и закон был в значительной мере скорректирован с предложениями Совета Европы. "Поэтому вести речь сегодня, что наш закон не соответствует европейским стандартам, на мой взгляд, мягко скажем, некорректно. На мой взгляд, депутаты Парламентской ассамблеи абсолютно не читали этот закон", – отметил министр. Кстати, Госдума вчера призвала парламенты стран Европы осудить практику финансирования НКО спецслужбами. В заявлении отмечается, что депутаты "с признательностью восприняли широкое и обстоятельное обсуждение иностранными государственными и международными институтами и организациями законопроекта, касающегося деятельности НКО на территории РФ". Однако Дума обеспокоена "фактом финансирования НКО лицами, осуществляющими разведывательные мероприятия на территории РФ, в частности некоторыми сотрудниками посольства Великобритании".

Впрочем, вчерашние нападки на Россию могут иметь под собой еще одну причину. С мая по ноябрь Россия впервые будет председательствовать в управляющем органе ПАСЕ – Комитете министров. Как ранее заявлял Косачев, этот факт "является вызовом и одновременно возможностью большого влияния в этой очень важной и нужной организации". "Понятно, что в Европе есть силы, которые не симпатизируют России, и они будут изыскивать возможность, чтобы оказать давление на Россию", – предположил парламентарий и не исключил того, что на январской сессии ПАСЕ "в рамках стандартной процедуры передачи полномочий от одного председательства к другому кто-то из депутатов может инициировать вопрос о неутверждении полномочий России".

Выбор читателей