Ей подражала Любовь Орлова

Валентина Токарская могла бы стать советской звездой номер один. Ее называли самой красивой и успешной москвичкой; ей посвящали стихи и пьесы, в нее было влюблено все мужское население Москвы 30-х годов...




Сто лет назад родилась удивительная женщина, актриса-легенда Валентина Токарская. Она могла бы стать советской звездой номер один – ей подражала сама Любовь Орлова, ей посвящали стихи и пьесы, в нее было влюблено все мужское население Москвы 30-х годов... Но судьба распорядилась иначе.

Что такое актерское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее папа был провинциальным актером. В пять лет юная Валечка читала стихи на школьных балах в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а в четырнадцать уже зарабатывала на жизнь, танцуя в кино перед сеансами. Ее образование – частная балетная школа. Ее университеты – актерские бригады, комплектуемые каждый новый сезон на московской бирже труда.

Валентину не могли не заметить. Восторженный критик писал: "Когда смотришь на танцующую Токарскую, кажется, что она хорошо поет". Не ручаюсь за дословность цитаты, поскольку ее по-своему перефразировал остроумец Ширвиндт, но истина где-то близко. Валентина Георгиевна превосходно танцевала, но сильным голосом не отличалась. Она исполняла роли так называемых субреток, кокеток, обольстительниц, женщин-вамп и была счастлива в легком жанре оперетты.

Обладательница несоветской красоты Валентина Токарская стала звездой Московского мюзик-холла. В начале 30-х это заведение было самым кассовым культурным центром в столице, прибыль государству – бешеная. Рядом с Токарской блистали универсальные артисты Мартинсон, Тенин, Лепко, Рина Зеленая и Мария Миронова. Спектакли были феерическими. Говорят, в vip-ложе Максим Горький рыдал от смеха, утирая слезы безразмерным платком. Завсегдатаями театра были Ильф, Петров, Катаев, Зощенко – все они были поклонниками примы мюзик-холла. Валентина Токарская разъезжала по городу в собственном авто. Ее называли самой красивой, богатой и успешной москвичкой. Пока не закрыли мюзик-холл.

Актрису пригласили в Театр сатиры, предложили несколько главных ролей. Это была достойная замена мюзик-холлу, но не полноценная. Токарской не хватало музыки, блеска, танцев. Она снялась в комедии Якова Протазанова "Марионетки" и ездила с этим фильмом по стране. Перед сеансами выступала с оркестром, продолжая покорять сердца своей яркой индивидуальностью.

Только советскому искусству такие актрисы были не нужны. Восходила звезда Любови Орловой (которая не пропустила ни одного представления в мюзик-холле и была покорена Токарской), но только ей одной было позволено осваивать этот легкий жанр. Второй звезды быть не могло.

В конце 1941 г. бригада московских актеров №13, где Театр сатиры представляли четверо любимцев публики, попала в окружение. Под обстрелом выжили немногие. Валентина Токарская и раненный в ногу Рафаил Холодов спаслись. После месяца скитаний по деревням артисты попали в кабалу к немцам и вынуждены были выступать на оккупированных территориях. Так и гнали их до самого Берлина, до конца войны.

А потом была Сибирь. Бывшую звезду пожалели, отправили на легкую работу в санчасть – ставить заключенным клизмы. Потом определили в Воркутинский драмтеатр, где Токарская играла все главные роли и сама ставила спектакли. На этом, как бы парадоксально это ни звучало, ее счастливая творческая жизнь и закончилась.

В 1953 г. Валентина Георгиевна вернулась в Москву. Театр сатиры принял ее с распростертыми объятиями, но имя на афише крупными буквами больше не печатал. Токарская играла небольшие роли, эпизоды. В труппе ее ценили. Понимали "штучность" таланта. Называли "графиней". Но в репертуар этот талант не вписывался. Да и возраст уже не позволял...

Почти сразу по возвращении Валентина Токарская сыграла главную отрицательную роль в первом советском кинодетективе "Дело №306". Ее героиня – опасная шпионка, работавшая в аптеке под именем Марии Николаевны Карасевой. Звали же ее Магда Тотгаст. Она же Фишман, Ованесова, Рубанюк, Иваниха. Впервые с экрана прозвучали слова: "На пушку берешь, начальничек? Не выйдет!" И произнесла их именно Валентина Токарская, игриво закрутив на лбу локон и выпустив в Бернеса струйку папиросного дыма. Фильм посмотрели десятки миллионов человек, причем, неоднократно. "Пирамидон в порошках есть? Тогда дайте в таблетках. Две пачки. И одеколон "Лесная вода", – цитировалось повсюду к месту и не к месту.

Токарскую вспомнили не все, ведь после "Марионеток" прошло двадцать лет, и бывшая звезда, конечно же, изменилась. Зато теперь ее узнавали повсеместно. Особенно – на фоне слухов и сплетен о недавней отсидке. Любопытно, что критики картину разгромили, досталось и исполнителям главных ролей. Похвалили только Токарскую.

Она обожала детективы. Собрала едва ли не самую большую библиотеку подобной литературы. Лелеяла мечту сыграть мисс Марпл.

Говорят, что Токарская была лучшей Марселиной в истории спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Безусловно, ее близкая подруга Татьяна Пельтцер тоже была хороша, но она трактовала этот образ в своей излюбленной бытовой характерности, Токарская же наделила героиню присущими ей манерами гранд-дамы, с которыми севильская ключница смотрелась особенно иронично. Однако исполнитель роли Фигаро Андрей Миронов по настоянию мамы добился того, чтобы в первом составе и на всех ответственных спектаклях Марселину играла именно Пельтцер. Мария Владимировна не могла простить конкурентке успех мюзик-холльной молодости.

В старости Валентина Георгиевна осталась совсем одна. Три замужества оказались несчастливыми. Сначала уходила она, затем бросали ее. Историю последнего брака пресса муссировала неоднократно. В ГУЛАГе Токарская вытащила из петли драматурга Алексея Каплера, а он ее предал... Валентина Георгиевна оставила ему квартиру, дачу, а сама ушла вновь в коммуналку. Своего дома у актрисы никогда не было, он появился очень поздно.

Родственников не было, ролей не было. В начале 90-х "Макдональдс" приносил старой актрисе обеды, которые она раздавала в театре голодным коллегам.

Но вдруг что-то произошло. В 86 лет Валентина Токарская стала народной артисткой России. В 87 лет о ней сняли документальный фильм. В 88 она получила две небольшие, но феерические роли, в которых купалась, проявляя чудеса изобретательности и достигая вершин острохарактерности. О ней писали газеты и журналы, снимали телесюжеты.

Девяностолетие Валентина Георгиевна Токарская отметила с шиком. Весь вечер на сцене Дома актера она пела и танцевала. Ширвиндт шутил. Публика неистовствовала. Актриса была счастлива.

Она впервые заговорила о смерти и попрощалась со зрителями... Через полгода ее не стало.

Выбор читателей