Госдеп просит разъяснений у Кремля

Вчера в Мадриде Путин сделал сенсационное заявление: он собирается пригласить в Россию лидеров ХАМАС – радикального исламского движения, которое страны Запада признают террористической группировкой


ФОТО: AP



Вчера завершился двухдневный государственный визит Владимира Путина в Испанию. Одним из последних протокольных мероприятий стали переговоры с премьер-министром Хосе Луисом Родригесом Сапатеро, по окончании которых лидеры обеих стран дали совместную пресс-конференцию, в ходе которой российский президент сделал сенсационное заявление, тотчас ставшее главным политическим событием дня. Он сообщил, что собирается пригласить в Россию лидеров ХАМАС – радикального исламского движения, которое страны Запада признают террористической группировкой. Путин повторил свое заявление, сделанное на недавней пресс-конференции в Кремле, когда он напомнил, что Россия не считает ХАМАС террористической организацией, и призвал международное сообщество не прерывать контакты с этим движением, победившем на парламентских выборах в ПНА. В свою очередь, Сапатеро призвал Путина использовать все свое влияние для продвижения мирного процесса на Ближнем Востоке. Довольно вялая реакция испанского лидера на слова своего российского коллеги объясняется тем обстоятельством, что процесс мирного урегулирования, о котором напомнил премьер Испании, проходит под патронажем "ближневосточного квартета" (США, Россия, ЕС и ООН), который выработал общую политическую линию – вести переговоры только при соблюдении ряда условий: ХАМАС должен признать государство Израиль, отказаться от террора и насилия, а также принять все соглашения, заключенные предыдущей палестинской администрацией. В противном случае страны Запада пообещали прекратить помощь ПНА, которая в совокупности превышает $1 млрд в год. "Соединенные Штаты не готовы финансировать организацию, которая выступает за уничтожение Израиля, проповедует насилие и отказывается от своих обязательств", – заявила Кондолиза Райс, выразив надежду, что другие страны также не станут оказывать финансовую поддержку ХАМАС. Необходимо добавить, что решение "четверки" принималось при активном участии министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

ХАМАС отказался выполнять выдвинутые условия. Представитель движения Сами Абу Зури заявил, что "квартету" стоило бы потребовать прекращения оккупации и израильского насилия, а "не требовать от жертвы, чтобы она предстала в оковах перед насильником". Другой представитель ХАМАС, Мошер аль-Масри, заявил, что условия "четверки" отвечают интересам Израиля, а не палестинского народа. Один из лидеров движения Халед Машааль заявил, что его организация сумеет совместить вооруженное сопротивление Израилю и политическую деятельность. Он пояснил, что ХАМАС остается движением сопротивления и будет продолжать вооруженную борьбу против Израиля, пока не будут освобождены все палестинские земли. При этом, по словам Машааля, политическая деятельность и власть – лишь средство, дополнение к программе ХАМАС, который никогда не признает Израиль. "Никто не заставит нас сделать это!" – добавил Маашаль. Впрочем, он допустил, что движение готово заключить длительное перемирие и вступить в переговоры с Израилем, если тот вернется к границам 1967 года. Такое предложение является насмешкой над планом "дорожная карта", предусматривающим восстановление в регионе мира в обмен на территории. Приняв ультиматум ХАМАС, Израиль отдаст территории, но мира не получит.

Что касается достаточно щекотливого вопроса об источниках финансирования ПНА, то Машааль заявил, что он и другие функционеры ХАМАС собираются отправиться в вояж по арабским и другим мусульманским странам с целью ознакомить их руководство с позицией движения, а также попросить финансовую помощь. Он пообещал, что все вопросы, касающиеся расходования средств, будут решаться с максимальной прозрачностью – с тем, чтобы не было сомнений, что помощь не разворовывается, не идет на военные нужды, а направляется нуждающимся. Однако умеренные мусульманские режимы (например, Египет и Иордания) уже заявили, что потребуют от ХАМАС соблюдения условий, выдвинутых "четверкой". Так, глава египетской разведки Омар Сулейман после встречи президента Египта Хосни Мубарака с председателем Палестинской Автономии Махмудом Аббасом сказал, что "никто не будет говорить с ними, пока они не прекратят насилие, не признают Израиль и не примут все соглашения, в том числе по "дорожной карте". Добавим, что с эту позицию разделяет и председатель ПНА Махмуд Аббас.

Вернемся, однако, к заявлению Путина. Израильская газета Haaretz пишет, что этот шаг "пробивает брешь" в позиции США и европейских стран, которая заключается в том, что они не будут вести дела с ХАМАС, пока тот не признает Израиль. Издание отмечает, что в то же время генеральный секретарь ООН Кофи Анан предлагает "предоставить ХАМАС больше времени для изменения его позиции, прежде чем вычеркивать это движение из числа партнеров в деле мирного урегулирования на Ближнем Востоке". Между тем заместитель госсекретаря США Дэвид Уэлш сообщил, что он не был заранее осведомлен о приглашении лидеров ХАМАС в Москву. Американский чиновник отметил, что "Россия является частью квартета, и США ожидают, что любые встречи и вступление в диалог с ХАМАС будут осуществляться в соответствии с решениями квартета". Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак сообщил в этой связи, что "на данный момент мы попросили ряд разъяснений у русских в отношении того, в чем именно состоят их планы". Эти планы разъяснил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин, сообщивший, что стремление России провести переговоры с представителями ХАМАС "продиктованы прежде всего стремлением России не допустить серьезной деградации ситуации в палестино-израильском урегулировании, сохранить перспективу продвижения мирного процесса на основе "дорожной карты", продолжить поиск решений, приемлемых и для ПНА, и для Израиля, и для международного сообщества". Российские официальные лица подчеркивают, что переговоры с ХАМАС будут проходить на основе решений, согласованных "ближневосточной четверкой". Между тем официальный представитель ХАМАС сообщил, что если предложение Путина будет подтверждено, лидеры движения примут его "с огромным удовольствием".

Таким образом, приглашение в Москву лидеров ХАМАС является еще одним доказательством того, что Россия намерена играть ключевую роль в процессе ближневосточного урегулирования. Сдержанная позиция по вопросу "ядерного досье" Ирана, осуждение публикаций карикатур, которые появились в европейских газетах, наконец, приглашение лидеров ХАМАС в Москву должны, по задумке российского руководства, послужить укреплению авторитета России в мусульманском мире. Однако, позиционируя себя защитником стран-изгоев и выступая в роли переговорщика с террористами (пусть российский МИД и не считает ХАМАС террористической организацией, но на ее счету сотни убитых мирных жителей Израиля), Россия все больше дистанцируется от США и европейских государств. Можно, конечно, выражать восторг по поводу того, что сильная и самостоятельная Россия перестала идти в фарватере политики США и играет собственную партию в сложной игре за мировое лидерство. Но это довольно опасный и скользкий путь. И не потому, что мы вступаем в конфронтацию с западными странами, а в связи с тем, что выбираем довольно странных союзников и партнеров. Их цель – конечная победа ислама во всем мире. Ради этой цели они готовы совершать террористические атаки на Манхэттен и Беслан, на Москву, Лондон и Мадрид. Теми же соображениями наши нынешние партнеры руководствуются, пытаясь овладеть ядерным оружием. Скажи мне, кто твои друзья...

Ну а Россия, в которой живут представители разных конфессий, все же по преимуществу христианская страна. Это означает, что, в конечном счете, нас все равно ожидает конфликт интересов. Если, конечно, назло Америке, мы все в едином порыве не примем ислам и не научимся отстаивать свои реальные интересы с той же страстностью, с которой защищаем тех, кто использует Россию в своих целях, играя на противоречиях между нами и нашими естественными союзниками – Европой и США.

Выбор читателей