У Иванова свой взгляд на армию

Жириновский сообщил, что министр обороны по психотипу не подходит для занимаемой должности. Таким образом, не исключено, что Сергей Иванов поменяет одно министерское кресло на другое. Но возможна и иная трактовка


ФОТО: AP



Вчера вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов в рамках "правительственного" часа отчитывался перед депутатами Думы. Как и следовало ожидать, Иванов сообщил, что в его ведомстве "несмотря на ряд негативных тенденций" все в порядке. Современная армия берет все лучшее, что было накоплено еще в царской и советской, программа перевооружения выполняется успешно, уровень травматизма в Вооруженных силах в два раза ниже, чем на "гражданке". Иванов отметил, что армия является "одним из самых законопослушных институтов российского общества", и добавил, что некоторые из новобранцев только в армии "впервые узнают о том, что такое унитаз, зубная щетка и трехразовое питание". Неудивительно, что в адрес министерства обороны приходят "тысячи писем от матерей с благодарностью за то, что его [призывника] просто забрали, или даже за то, что его кормят, за то, что он возмужал". Исходя из вышеизложенного, министр заявил, что не считает, будто "армия находится в тяжелейшем, безвыходном кризисе", как пытаются изобразить силы, заинтересованные в очернении и развале российских Вооруженных сил. Эти неназванные общественные деятели и некоторые СМИ, ставящие перед собой цель "нажить сомнительный политический капитал на существующих армейских проблемах", стремятся ослабить армию, обеспечивающую безопасность нашей страны. "Нынешняя волна антиармейских настроений, – сказал Иванов, – буквально захлестнула все российское общество... В отдельных печатных изданиях целые полосы отведены под материал, знакомясь с которым сразу трудно понять: о какой армии – нашей, российской, или все-таки вражеской в них с таким ожесточением говорится".

Сергей Иванов признал, что преступление, совершенное в отношении рядового Андрея Сычева, является "вопиющим случаем", однако призвал не делать необоснованных выводов и не предаваться на основе этого единичного происшествия "огульным обвинениям" всех военнослужащих. "Наказание должны нести непосредственные виновники. И они его несут и понесут!" – сказал министр. А в большинстве воинских частей "есть нормальные, порядочные командиры", которые не допускают проявлений "дедовщины" во вверенных им подразделениях. Ну а далее, вернувшись в инциденту с Сычевым, министр сообщил, что солдата, оказывается, не избивали и не насиловали. То есть, над ним издевались, но не так жестоко, как представляли СМИ. Да и военные врачи вроде ни в чем не виноваты – все делали правильно. Так что виноват солдат, заставлявший Сычева сидеть "в полуприсяде", да начальник училища, скрывавший совершенное преступление. Но главный виновник – наше несовершенное общество, частью которого является армия. В очередной раз повторив этот аргумент, успевший набить оскомину, глава Минобороны пояснил, что "у нас "дедовщина" начинается в детском саду", что свидетельствует о "моральной патологии нашего общества", которая проявляется "в девальвации традиционных ценностей и идеалов национальной культуры в массовом общественном сознании". И проиллюстрировал этот тезис ссылкой на телевизионную продукцию и газетные материалы, "изобилующие сообщениями о разрушительных катастрофах и кровавых преступлениях", которые перекочевывают в нашу жизнь.

Надо отдать должное министру, который быстро перешел от обороны к нападению, обвинив во всех армейских бедах деструктивных политиков, СМИ и общество в целом, начиная с воспитательниц детского сада. Однако логика подобных тактических приемов страдает некоторой ущербностью. Если руководитель любого ранга на своем месте будет действовать в соответствии с законом, если будет пребывать в уверенности, что его поступки контролируются, если будет знать, что за недостаточное рвение или превышение полномочий он понесет наказание – только тогда можно будет говорить об оздоровлении общества. Попробуем задать себе вопрос, что мы думаем по поводу того, как обстоят дела в армии? Действуют ли рядовые, сержантский состав и офицеры в соответствии с законом, каковым для них является воинский устав, и обеспечил ли министр Иванов соответствующий контроль за деятельностью своих подчиненных? Ну а если мы отвечаем на эти вопросы отрицательно, то коллективная вина общества здесь не при чем, и надлежит усомниться в компетентности армейского руководства, которое не в состоянии обеспечить нормальное функционирование армии, где происходят случаи, подобные челябинской трагедии.

Похоже, Иванов и сам понимает, что пора перестать перекладывать ответственность за собственную нерадивость на чужие плечи. Поэтому он развернул перед депутатами программу борьбы с "дедовщиной". Среди предложенных мер – разъяснительная работа с офицерским корпусом, вплоть до предписания не "защищать честь мундира", утаивая от вышестоящего командования информацию о происшествиях, а, напротив, докладывать о них, не опасаясь последствий. Иванов сообщил, что Минобороны предлагает рассмотреть вопрос о переводе всех сержантов и мичманов на контракт, причем контрактники обязаны будут ночевать в казармах и пресекать любые проявления неуставных отношений. Министр попросил депутатов как можно скорее принять закон о дисциплинарной ответственности военнослужащих, когда по решению суда провинившегося военнослужащего можно будет посадить на гауптвахту. Кроме того, следует ликвидировать дисциплинарные батальоны, с тем, чтобы военнослужащий, совершивший преступление, отбывал наказание в местах лишения свободы. Еще одним инструментом в борьбе с неуставными отношениями может стать военная полиция – Минобороны взвешивает целесообразность учреждения этого института.

Протокольное мероприятие по заслушиванию вице-премьера и министра обороны в парламенте страны закончилось в духе полного взаимопонимания. Докладчик поблагодарил депутатов за то, что "военный бюджет растет из года в год". Те, в свою очередь, пожелали Сергею Иванову "творческого вдохновения" в работе и поздравили его с наступающим Днем защитника Отечества. Ну не выступать же им было с критикой человека, который, не исключено, в 2008 г. станет "преемником"! Этот сюжет, как известно, вовсю обсуждается политологами, выбирающими будущую кандидатуру между первым вице-премьером Дмитрием Медведевым и просто вице-премьером Ивановым. Может быть, фантазии политологов не имеют никакого отношения к реальности, однако вступать в конфликт с Ивановым было бы недальновидным шагом. Вот и депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов, известный своей склонностью к эпатажным заявлениям, при обсуждении выступления Иванова был крайне предупредителен: "Сергей Борисович, не секрет, что вы человек, который заработал очень хорошую репутацию за последние годы. Многие люди считают, что у вас есть перспектива карьерного роста стать премьером и президентом. Для вас не секрет, что ваша кличка в министерстве обороны "Святой". Но не кажется ли вам, что вся эта кампания по Сычеву – это политическая попытка разрушить вашу работу, вашу репутацию?" На что Иванов ответил, что его заботит не личный рейтинг, а исключительно судьбы армии, которая должна быть современной и оснащенной.

В общем, сущая идиллия. Вот только Жириновский несколько испортил общую картину, сообщив, что С.Иванов по психотипу не подходит для занимаемой им должности министра обороны. Он отметил "великолепные внешние данные", которые прекрасно подходят "для министра юстиции, для министра иностранных дел", но министр обороны должен быть "держимордой, как Устинов", чтобы "его боялись от Калининграда до Владивостока, а он повсюду ездил и срывал погоны". Интересно, что имел в виду Владимир Вольфович? Удивительное чутье, а может быть, инсайдерская информация, которая имеется в его распоряжении, позволяет Жириновскому делать весьма точные прогнозы. Так что не исключено, что Сергей Иванов поменяет одно министерское кресло на другое. Но возможна и иная трактовка, согласно которой он "перерос" свое министерство и может рассчитывать на дальнейший карьерный рост, а там, глядишь, недолго и в "преемники" угодить...

Выбор читателей