Путин открывает новую "пражскую весну"

Исторические претензии Праги к Москве оставлены для архивных исследований и не выступают в Чехии фактором ни внутренней, ни внешней политики. Визит Путина в чешскую столицу поможет сделать двусторонние отношения еще лучше




В начале марта Владимир Путин собирается посетить Чехию. Наши отношения с этой страной – как политические, так и экономические – развиваются, в отличие, скажем, от Польши, весьма динамично. Принимая недавно верительные грамоты от вновь назначенного посла Чешской республики в Москве, Путин выразил уверенность, что предстоящий визит "придаст многогранному сотрудничеству России и Чехии новый серьезный импульс". Чехия вообще может служить в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) эталоном партнерских отношений с РФ, очищенных от "взаимных болей, бед и обид". В математике есть понятие "цепь Маркова" – это когда будущее не зависит от прошлого при фиксированном настоящем. Хотя исторические претензии Праги к Москве если не более сильные, то более свежие, чем у Варшавы, они оставлены для архивных исследований и не выступают в Чехии фактором ни внутренней, ни внешней политики, определяемой сугубо прагматическими соображениями. Приезжавший в декабре в российскую столицу чешский министр иностранных дел Цирил Свобода заявил тогда, что "не существует ни одного спорного вопроса, который бы обременял взаимоотношения между Чехией и Россией".

Развитию российско-чешских торгово-экономических связей благоприятствует и уверенный экономический рост в обеих странах. Прошедший год был для чешской экономики особенно удачным: ВВП увеличился почти на 5% (в 2004 г. – на 4,7%); инфляция сохранилась на низком уровне (1,9%); пусть незначительно, но снизилась безработица (с 8,3% до 7,9%); в результате опережающего роста экспорта относительно импорта впервые за многие годы сложилось активное сальдо платежного баланса; до 4% ВВП сократился дефицит госбюджета. В планах правительства – уменьшить бюджетный дефицит до 3% ВВП, что является ключевым условием для намеченного на 2010 г. вхождения в зону евро. Согласно принятой в прошлом году правительственной стратегии развития национальной экономики, годовые темпы экономического роста должны возрасти до 6%, что позволит к 2013 г. приблизить показатель ВВП на душу населения к среднему по ЕС уровню.

Как и другие государства ЦВЕ, Чехия в первой половине 1990-х годов переориентировала свою внешнюю торговлю и другие экономические связи на Запад. Помимо прямой финансовой помощи по линии ЕС, сюда активно – на сумму порядка $500 в расчете на одного жителя ежегодно – притекают европейские и американские капиталовложения: в мировом рейтинге инвестиционной привлекательности страна занимает 7-е место. Вместе с тем для реализации амбициозных экономических планов Чехия нуждается в новых (сиречь хорошо забытых старых) рынках сбыта своей продукции и расширении за рубежом возможностей для приложения национального капитала. В этом плане Россия рассматривается в Праге как очень привлекательный партнер.

В прошлом году российско-чешский товарооборот превысил $5 млрд против $3,7 млрд в 2004 году. Однако в преобладающей степени указанный рост был связан с повышением цен на российские энергоресурсы, на которые приходится до 2/3 взаимной торговли. Кроме нефти, газа и другого сырья, мы мало что экспортируем в Чехию. Та, в свою очередь, поставляет в Россию товары народного потребления, автомобили, компьютерную технику и прочую продукцию высокой степени обработки. За последние 5 лет эти поставки возросли в 2,5 раза (с 400 млн до более 1 млрд долларов), однако, благодаря подорожанию энергоносителей, положительное сальдо РФ в двусторонней торговле достигло по итогам 2005 года $3 миллиардов.

Чехи, естественно, хотят столь внушительный дисбаланс сократить – главным образом, за счет осуществления в России различного рода совместных проектов в таких областях, как энергетика, транспорт, телекоммуникации, сельское хозяйство и т.д. Для России эти планы, безусловно, представляют интерес. В октябре прошлого года состоялось первое заседание Межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, на котором были одобрены 17 совместных инвестиционных проектов на общую сумму в $2 миллиарда. В их числе: завершение строительства каскада Зарамагских ГЭС в Северной Осетии, модернизация "Уралвагонзавода", сооружение объездной железной дороги вокруг Петербурга, создание агропромышленного комплекса в Башкирии и другие.

Расширению инвестиционного взаимодействия способствует и активизация прямых контактов с Чехией российских регионов. Так, в январе переговоры о подобного рода взаимодействии провели в Праге представители Волгоградской области и Татарстана. В частности, министр торговли и экономического сотрудничества Татарстана Хафиз Салихов, говоря о стремлении его республики привлекать чешские капиталовложения, отметил, что "новые предпосылки для этого заложены в создании особых экономических зон промышленно-производственного типа". Конкретно Салихов зазывал чешских инвесторов в ОЭЗ под Елабугой, где "главными направлениями должны быть нефтехимия, производство автокомпонентов и строительных материалов".

Отметим, к тому же, что в июле 2005 г. Внешэкономбанк, его дочерний Росэксимбанк и Чешский экспортный банк подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее кредитование чешского экспорта на российский рынок, прежде всего в рамках инвестиционных проектов, а также – по таким совместным проектам – экспорта в третьи страны.

При этом российских инвесторов сама Чехия тоже интересует, да еще как. В настоящий момент их деятельность там гораздо более заметна, чем чешских инвесторов – в России. И речь идет не об одной лишь энергетике. Производственные мощности в Чехии имеет, к примеру, ОАО "Объединенные машиностроительные заводы". По оценкам английской консалтинговой компании Dealogic, только в прошлом году россияне приобрели в Чехии экономических активов в общей сложности на $286 миллионов.

Словом, у российско-чешских экономических отношений действительно хорошие перспективы, а визит Путина в Прагу поможет сделать их еще лучше. Кстати, президент Польши Лех Качиньский, судя по сделанному им на днях заявлению, тоже хотел бы встретиться с Путиным "в какой-нибудь третьей стране". Оно и понятно: в Восточной Европе разворачивается своего рода конкуренция за экономическую дружбу с Россией, политические ссоры с которой становятся делом накладным.

Выбор читателей