ХАМАС продолжит жить взаймы

Фраза на "веревочке твоей нет ни узелочка" – не про ту финансовую удавку, которую Запад хотел бы накинуть на ХАМАС: озвученный в американской прессе план "демократического переворота" в Палестине может не сработать


ФОТО: AP



"Ознакомительный" визит в Москву делегации движения ХАМАС во главе с Халедом Машалем, председателем его политического бюро, ничего не изменил в ситуации вокруг Палестины. Впрочем, никто этого и не планировал. ХАМАС по-прежнему отвергает три условия, при которых Запад согласится принять его в качестве партнера по переговорам: отказ от террора, признание Израиля, подтверждение всех прежних палестино-израильских договоренностей. Для давления на организацию выбран вроде бы самый верный рычаг – финансовый. Расчет простой: либо палестинские радикалы "поступятся принципами", либо их сметет волна народного гнева, и "умеренные" в лице движения ФАТХ восстановят свои политические позиции.

Еще в середине февраля, со ссылкой на дипломатические источники в США и Израиле, The New York Times сообщила о разработке указанными странами плана отстранения ХАМАС от власти. Согласно этому плану, ситуацию в Палестинской автономии предполагается дестабилизировать до такой степени, чтобы президент Махмуд Аббас мог распустить парламент и назначить новые выборы, победу на которых одержал бы ФАТХ. План предусматривает финансовый крах Палестинской автономии не позже, чем через полгода. При этом США и Израиль хотят, чтобы любой провал ХАМАС в решении социально-экономических проблем автономии рассматривался как его собственный, а не как результат происков из-за рубежа.

Палестина живет в основном за счет внешних финансовых перечислений, достигающих $1,75 млрд в год, тогда как внутренние налоговые доходы автономии составляют всего $200-250 миллионов. Структура внешних поступлений такова: около $650 млн приносят таможенные пошлины и НДС на импортные товары, поступающие на палестинские территории через Израиль (собирая эти деньги, Израиль осуществляет ежемесячные трансферты ПНА в размере $50-55 млн), и порядка $1,1 млрд – международная помощь. Главными финансовыми спонсорами палестинцев выступают Евросоюз и Соединенные Штаты. Так, ЕС ежегодно выделяет от 300 до 400 млн евро. Вашингтон предоставил в прошлом году Палестинской автономии $225 млн через Американское агентство международного развития, $88 млн через фонд ООН и еще $70 млн в виде прямой помощи. На 2006 финансовый год в бюджете США предусмотрены соответствующие субсидии в размере $234 миллионов. Однако теперь выделение этих денег под вопросом.

Выступая на днях в комитете по международным делам палаты представителей американского конгресса, заместитель госсекретаря США по странам Ближнего Востока Дэвид Уэлш сообщил о намерении Белого дома пересмотреть программы финансовой помощи Палестинской автономии. По его словам, сейчас завершается "межведомственная переоценка" таких программ, по итогам которой руководству страны будут представлены соответствующие рекомендации.

Впрочем, общая позиция Запада состоит в том, чтобы не перекрывать каналы финансирования Палестинской автономии полностью. Деньги будут продолжать поступать, но на строго определенные социально-гуманитарные цели и под более жестким контролем – с тем, чтобы эти средства не оказались в распоряжении ХАМАС. Так, Уэлш подчеркнул, что США "не будут предоставлять содействие движению ХАМАС в составе правительства или вне его", но в то же время "ищут способы помочь палестинскому народу удовлетворить его базовые гуманитарные потребности". В начале марта Евросоюз объявил о решении разблокировать предоставление Палестинской автономии финансовой помощи на сумму 120 млн евро (помощь была "заморожена" после победы ХАМАС на парламентских выборах). Однако указанная сумма не будет перечислена непосредственно палестинцам – ЕС собирается сам оплачивать счета. Как отметила комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер, деньги пойдут на удовлетворение наиболее острых социальных нужд населения Палестины и ни в коем случае не достанутся ХАМАС.

Таким образом, финансовые потоки с Запада полностью не иссякнут, но наверняка существенно сократятся. Главный же удар по палестинскому бюджету нанес Израиль, прекративший начиная с марта осуществление трансфертов в Палестину (причитающиеся автономии таможенные сборы будут накапливаться на специальных счетах). Кстати, эти деньги шли в автономии в первую очередь на зарплаты работникам бюджетной сферы, коих насчитывается 140 тыс. человек (включая 58 тыс. сотрудников сил безопасности) – их заработки обеспечивают существование как минимум трети палестинских семей. Министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни заявила: "Мы приняли решение не перечислять деньги палестинцам, поскольку не можем быть уверены в том, что они не пойдут на финансирование террористических организаций". Израиль рассматривает возможность применения и других мер экономического давления. Речь идет прежде всего об ужесточении контроля за перемещением людей и грузов между палестинскими анклавами (вплоть до полной изоляции сектора Газа от Западного берега реки Иордан) и въездом на территорию собственно Израиля палестинских рабочих и торговцев. Ежедневно на заработки в Израиль направляются 4-5 тыс. палестинцев, и в случае полного закрытия израильско-палестинской границы социальная ситуация в автономии еще более обострится.

Залатать дыры в бюджете Палестинской автономии после израильских санкций и сокращения западной помощи ХАМАС намерен за счет увеличения поступлений из арабских и других мусульманских государств. Эти поступления и ранее составляли немалые суммы, хотя и уступавшие переводам из США и ЕС. Примечательно, что в ходе своего турне по региону Ближнего Востока в конце февраля госсекретарю США Кандолизе Райс не удалось уговорить лидеров арабских стран, прежде всего Саудовской Аравии, заморозить предоставление Палестине прямой финансовой помощи: Эр-Рияд заявил, что продолжит ежемесячные перечисления в размере $15 миллионов.

Согласно разъяснениям Халеда Машаля, ХАМАС рассчитывает на значительный рост "исламской" поддержки сразу по трем каналам – официальная помощь со стороны правительств мусульманских стран, перечисления от бизнес-структур, пожертвования частных лиц. "Наш проект, – заявляет Машаль, – это освобождение всей Палестины и "очищение" Иерусалима. И пусть нас не пугают экономическим бойкотом. Нам не нужны сатанинские деньги США, Европы и Израиля... Мы быстро найдем альтернативные источники финансирования в арабских и исламских странах". Похоже, к ужасу Запада, такие расчеты начинают оправдываться.

До того, как направиться в Москву, Машаль побывал в Тегеране. Иран выразил готовность фактически взять Палестину на содержание и уже объявил о безвозмездном выделении первых $250 млн на компенсацию финансовых потерь автономии вследствие бойкота правительства ХАМАС со стороны Запада и Израиля. На днях и эмир Катара Хамад бен Халифа Аль Тани сообщил (после встречи с Махмудом Аббасом) о планах оказания палестинцам экстренной финансовой помощи. Ширится и поддержка Палестины из неофициальных источников. В частности, одна из старейших радикальных исламских группировок "Братья-мусульмане" объявила о начале "всемирной кампании" по сбору средств для палестинского правительства. А в апреле с той же целью Иран намерен организовать спонсорский форум под эгидой Организации Исламская конференция.

В общем, на "веревочке твоей нет ни узелочка" – это не про ту финансовую удавку, которую Запад хотел бы накинуть на ХАМАС: озвученный в американской прессе план "демократического переворота" в Палестине может не сработать. Так что, как ни крути, но разговаривать с ХАМАС придется – хотя бы через российское посредничество. Тем самым позиции Москвы в ближневосточных разборках серьезно усиливаются, причем без каких-либо финансовых вложений с ее стороны.

Выбор читателей