Фотобиеннале: первые впечатления не радуют

Грянул 6-й Международный месяц фотографии, про который в настоящий момент можно сказать только одно – лучше б его не было. Поражает отсутствие громких имен: на Фотобиеннале нет ни одного "звездного" проекта


ФОТО: Первый канал



Если не опровергать распространенного поверья, что от воли капризной фортуны зависят судьбы даже самых железных и пуленепробиваемых людей, стоит признать, что в последнее время эта привередливая дама окончательно отвернулась как от Московского дома фотографии вообще, так и от его директора Ольги Свибловой в частности. По крайней мере, на родной земле. И если в прошлом сезоне МДФ осуществил несколько масштабных зарубежных проектов, то в Москве, одновременно с закрытием помещений Дома фотографии на ремонт, все выставочные проекты были отложены на неопределенное время. И вот теперь грянул 6-й Международный месяц фотографии, про который в настоящий момент можно сказать только одно – лучше б его не было.

В связи с тем, что масштабные свибловские фотофестивали осеняют Москву каждый год, нелестные сравнения в духе карлайловского "теперь и прежде" возникают сами собой. И хотя очередная Фотобиеннале стартовала всего несколько дней назад, впечатление от первых вернисажей, увы, неутешительное.

Прежде всего поражает отсутствие громких имен. И пусть отдельные снобы считают фигуры Хельмута Ньютона или Энни Лейбовиц непомерно раскрученными, они и подобные им суперпрофессионалы являются не просто знаковыми фигурами для самой широкой публики, но и столпами, на которых держатся подобные мероприятия. На 6-й Фотобиеннале нет ни одного "звездного" проекта, и это пагубно сказывается на общем уровне фотофестиваля – словно корабли, лишенные маяка, редкие удачные работы теряются в море посредственности.

Первая волна недоумения накрывает в Музее архитектуры имени Щусева. Спору нет, яркие масштабные фотографии Стефана Кутюрье выглядят весьма привлекательно – как любой профессиональный снимок, сделанный с помощью качественной аппаратуры и увеличенный до нужных размеров. Неплох Владимир Мишуков, но если вы уже посмотрели фильм "Возвращение" и видели несколько выставок этого мастера, на новые впечатления рассчитывать не стоит. Поклонникам журнала GEO наверняка придется по душе проект Владимира Греви "Встреча с Азией": аборигены в лодках, ряды самопальных вьетнамок и строгие каменные лица, выглядывающие в окошко переплетенных лиан. Ценителям психологического портрета имеет смысл заскочить в Аптекарский приказ – там, на задворках, экспонируют интересную серию "Судьи" французского мастера Кристиана Куррежа. А вот в Руину, на выставку "Русский взгляд на Европу", собранную из фондов МДФ, лучше не заглядывать – забавные фото, сделанные на улицах европейских городов, найдутся в альбоме каждого путешественника.

Следующая остановка – "Фотоцентр" Союза журналистов. Единственная достопримечательность – поэт Дмитрий Александрович Пригов, позирующий перед камерами с бокалом спонсорского "Хеннесси" (кстати, единственного во всем зале, заготовленного, вероятно, специально для этой цели). Единственное утешение – проект Галины Москалевой "Как современное искусство влияет на человека. Смотрители музея К21. Дюссельдорф". Яркие веселые тетеньки в униформе радуют глаз на фоне натужного гламура Кати Голицыной и просроченных бутербродов "Синих Носов". "Меня удивили смотрители музея современного искусства в Дюссельдорфе, – признается автор. – В них было что-то особенное, будто лампочка внутри горит... и я задала себе вопрос – может быть, их приятная легкость вызвана современными художественными произведениями?".

Судя по фотографиям шведской художницы Лизы Селин, "приятную легкость" ощущают не только смотрители зарубежных музеев, но и заграничные тинейджеры. Ее серия "В поисках Али Булалы" посвящена бесстрашным скейтбордистам, взмывающим в небо в самых неожиданных ракурсах.

Тем временем "Арт-Стрелку" оккупировала китайская мафия. Как это часто случается с китайской продукцией, ее количество не переросло в качество. Самым любопытным является, пожалуй, проект Ху Яна "Шанхайские интерьеры", раскрывающий всю подноготную современного китайского мегаполиса. Поклонники красивого в стиле Вонга Кар-Вая могут не беспокоится.

Выбор читателей