Китаю предложено закатать нефтяную губу

Достигнув договоренности о поставках газа, Россия не спешит открывать китайцам нефтяной кран. Она давно собирается проложить экспортный нефтепровод в восточном направлении, но все не может решить, куда его направить




После состоявшегося визита Владимира Путина в КНР, когда были подписаны более двух десятков соглашений, российско-китайским отношениям не перестают прочить великое будущее. Заговорили об энергетическом альянсе "медведя" и "дракона", Европа даже забеспокоилась: как бы ей не лишиться российского газа. Газовые проекты РФ и КНР особенно вдохновляют экспертов: намечено строительство двух грандиозных труб, одну из Западной, другую из Восточной Сибири. Достигнуты договоренности и по многим другим энергетическим темам, а энергетика в целом признана одной из важнейших составляющих российско-китайского стратегического партнерства. Однако китайцы снова так и не получили главного.

Энергетика минус нефтепровод

На общем радужном энергетическом фоне как бы в тени осталась такая принципиальная "недоработочка", как отсутствие долгожданного решения по строительству нефтепровода. Напомним, что Россия еще с конца прошлого века намеревается проложить экспортный нефтепровод в восточном направлении и все не может решиться, куда его направить: либо в Китай, либо к побережью Тихого океана (чтобы иметь выход на весь рынок АТР). Вроде, приняли компромиссное решение: проложить трубу к океану и по пути сделать от нее ответвление к китайской границе. Но вновь загвоздка: что строить сначала – основную ветку или ответвление? Ведь деньги нужны огромные, а разведанной нефти в Восточной Сибири на трубу мощностью 80 млн т в год пока не хватает. Окупится ли проект? Россию давно тянут в разные стороны: тихоокеанскую ветку пробивают японцы, а ответвление – китайцы. И те и другие предлагают реальные деньги, в т.ч. и на разведку нефти. Но от саммита к саммиту поочередно получают от РФ только обещания.

Так, в общем-то, получилось и на этот раз. Путин лишь устно выразил уверенность, что нефтепровод скоро будет построен и обязательно с ответвлением на Китай. А министр энергетики Виктор Христенко сказал, что сначала нужно будет провести исследование практической осуществимости этого проекта (как будто идея возникла только вчера). В подписанной по итогам визита совместной декларации содержатся тоже довольно туманные намеки на перспективу строительства нефтепровода: "энергетические ведомства и компании двух стран продолжат активную работу по движению проекта трубопроводов для поставок сырой нефти и природного газа из России в Китай". Мало определенности вносит и протокол, подписанный "Транснефтью" и China National Petroleum Corporation (CNPC), суть которого заключается в договоренности об обосновании инвестиций в строительство ответвления на Китай от нефтепровода ВСТО. Но судьба самого нефтепровода по-прежнему не ясна.

Всё это, разумеется, выводит из себя наших азиатских партнеров. Конечно, грандиозные соглашения по газу немного ободрили китайцев, но в целом итогами саммита они остались не очень довольны. Ведь проблему поставок нефти газопроводы не снимут, в то время как зависимость КНР от импорта энергоносителей неуклонно растет. Как раз накануне приезда Путина с китайской стороны прозвучало уже плохо сдерживаемое раздражение по поводу отсутствия решения по ВСТО. "Сначала Москва говорит, что приняла решение. Затем оказывается, что решения еще нет. Это вызывает сожаление", – сокрушался Чжан Гобао, заместитель председателя Госкомитета КНР по развитию и реформам. И нефтяные итоги саммита китайская сторона, по мнению обозревателей, восприняла как свое поражение. Дело в том, что нефть сейчас куда важнее Китаю, чем газ: ведь страна практически не газифицирована, электростанции работают на угле, зато легкий нефтяной голод китайцам уже хорошо знаком. Кроме того, крупнейшим поставщиком нефти в Поднебесную является Иран – страна, которая ходит сейчас под дамокловым мечом санкций ООН и войны с США. Поэтому Китаю жизненно важны стабильные поставки нефти из России.

Байкалу – труба!

Однако и Россия так долго "динамила" азиатов не ради забавы. На протяжении последних лет у нас шла напряженная борьба за восточный нефтепровод. Вопрос ставился кардинально: быть или не быть этому проекту, получившему официальное название "Восточная Сибирь – Тихий Океан" (ВСТО). А если быть, то где именно? Только недавно, где-то месяц назад, стали вырисовываться окончательные ответы на эти вопросы. Но враги ВСТО по-прежнему не сдаются. Во-первых, это экологи. Они уже неоднократно "торпедировали" проект, действительно опасный с точки зрения воздействия на природу. Ведь маршрут трубы проходит в непосредственной близости от озера Байкал, пересекая реки, питающие его. Еще хуже то, что это сейсмически чрезвычайно опасная зона: там регулярно случаются землетрясения. Экологи предлагали и предлагают альтернативный вариант маршрута – значительно севернее, через территорию Якутии. Это удлинит трассу, но зато она пройдет вне территории водосбора озера Байкал и вне сейсмоопасной зоны. И существующая там вечная мерзлота – не проблема, как показывает многолетняя практика эксплуатации нефтепровода на Аляске.

Однако "Транснефть", которой предстоит строить трубу, следует своей логике. В 2003 г. первый предложенный ею проект был отклонен государственной экологической экспертизой. Тогда компания перенесла маршрут трубы чуть севернее – подальше от озера, и в 2004 г. экспертиза его утвердила. Правительство распорядилось: стройку начать! Однако затем – когда дело дошло уже до самого строительства, "Транснефть" вдруг радикально изменила маршрут, придвинув его к Байкалу даже ближе, чем было предложено в первом варианте. И в таком виде начала строить. Государственная экспертиза забраковала этот новоявленный вариант. И тут произошло самое удивительное: Ростехнадзор не утвердил отрицательное заключение экспертизы, а вместо этого значительно расширил ее состав (за счет "несибиряков") и продлил срок ее работы... Понятно, что в итоге заключение оказалось положительным.

Так что, видимо, ВСТО будет построен, причем с наименьшими издержками (разумеется, для "Транснефти", а не для Байкала). Экологи долго и честно боролись с восточносибирской трубой. Но силы были все-таки неравны, и они проиграли нефтяникам – даже в суде: в начале марта Верховный суд признал законным постановление правительства о строительстве нефтепровода ВСТО. В это же время Федеральная служба России по экологическому, технологическому и атомному надзору утвердила положительное заключение экологической экспертизы проекта. Единственное, что не утвердили государственные эксперты – это конечный пункт маршрута. Ростехнадзор дал отрицательное заключение по бухте Перевозная. Заказчику проекта было рекомендовано выбрать другое место.

Рельсами против труб

Однако у экологов неожиданно нашлись влиятельные союзники в лице железнодорожников. Последних в свое время буквально бросили на амбразуру: когда сорвался первоначальный проект российско-китайского трубопровода Ангарск–Дацин (разработанный "ЮКОСом"), Москва пообещала китайцам "утешительный приз" в виде поставок нефти по железной дороге. И РЖД взялось за дело очень серьезно: если вначале оно поставляло в Китай не более 5 млн т нефти в год, то сейчас – уже 8-10 млн т, а в ближайшее время планируется увеличить поставки до 15 млн тонн. Все это достигается за счет реализации программы "Нефть для Китая", в рамках которой РЖД второй год ведет реконструкцию участка Карымская–Забайкальск – так называемый "Южный ход". Общая стоимость реконструкции оценивается в 13,7 млрд руб., причем РЖД уже вложило в проект 4,4 млрд рублей. А по окончании модернизации трассы РЖД увеличит поставки нефти в КНР до 30 млн т в год – это ровно столько, сколько составляет проектная мощность планируемого "ответвления" от ВСТО в Китай. Таким образом, железная дорога может полностью заменить трубопровод.

Ни китайцы, ни "Транснефть" не в восторге от такой перспективы: они хотят именно трубу. И хотя визит Путина в КНР в этом смысле конкретных результатов не принес, труба все-таки постепенно "вырисовываться". По крайней мере, руководство "Транснефти" говорит о ней достаточно определенно и называет конкретные сроки: по словам вице-президента компании Сергея Григорьева, через 2 года нефть на Китай "уйдет в трубу". И тогда РЖД лишится заказов на перевозку нефти: придется переориентировать столь тщательно модернизированный участок дороги на поставки "промышленных грузов и людских ресурсов" (из Китая в Россию).

Железнодорожники сдаваться не намерены: глава РАО РЖД Владимир Якунин упирает на то, что его компания – такой же государственный концерн, как и "Транснефть", его программа "Нефть для Китая" утверждена правительством и финансируется государством. "Нас интересует только один вопрос: каким образом правительство РФ планирует обеспечить координацию взаимодействия двух видов транспорта: железнодорожного и трубопроводного?" – вопрошает Якунин, надеясь, что государство не стало бы "выбрасывать на ветер столько денег"... Впрочем, его надежды могут быть тщетными: оно выбрасывает, помногу и нередко. Но дело даже не в этом – если уж начнется строительство ВСТО, протяженностью почти 4200 км, то пристроить к нему маленький отрезок в 60 км до китайской границы – это даже не вопрос! Это "месяц работы", по словам Сергея Григорьева. А предложить альтернативу всему проекту ВСТО железнодорожники, конечно, не в состоянии. Значит, и они не смогут помешать его реализации.

Спешить некуда?

Но что-то все-таки мешает начать строительство ВСТО. Иначе о начале реализации проекта (включая китайский отрезок) было бы торжественно объявлено в ходе состоявшегося саммита – уж больно подходящий случай был. Так в чем же дело? Может, все-таки судьба Байкала тревожит? Или от японцев в очередной раз поступили новые предложения? А может, российские стратеги просто решили не спешить? Слишком уж грандиозный и дорогостоящий проект намечается, а собственно нефти под него пока маловато. Надо разведывать, осваивать Восточную Сибирь – причем, по возможности, без участия китайцев. По крайней мере, труба должна быть наша и только наша. А китайцы с японцами все равно никуда не денутся: им нефть год от года только нужнее становится. Так, может, повременить годик-другой-третий? Пусть они еще поторгуются между собой, глядишь, ставки-то и вырастут. А мы пока подумаем над маршрутом нефтепровода через Якутию, может даже с заходом на Чукотку...

Выбор читателей