Китай построит свое счастье, ободрав земной шар как липку

Воплощение грандиозных планов построения всекитайского счастья содержит в себе идею сырьевого, экологического, а возможно и территориального конфликта мирового масштаба, который рано или поздно станет неизбежным




Уже который год Китай продолжает удивлять мир. По темпам экономического, финансового и технологического роста тягаться с Поднебесной не способна сегодня ни одна из развитых стран. Вчера Китай выступил с новой сенсационной заявкой, дав понять, что уже к 100-летию победы коммунистической революции готов построить на своей территории всеобщее счастье. Как сообщает государственное агентство "Синьхуа", представители китайской национальной Академии наук заявили о том, что в 2050 г. в стране не останется нищих. По подсчетам местных экспертов, к этому времени минимальный ежемесячный доход среднестатистического китайского гражданина составит $1300, а средний уровень жизни превысит 80 лет.

Базовыми принципами столь значительных изменений должны стать индустриализация с последующим выравниванием уровня жизни между городским и сельским населением. При этом сам по себе уровень жизни населения КНР должен постоянно улучшаться. Ожидается к тому же, что к 2050 г. половина населения Китая сможет обзавестись личными автомобилями.

Радужные перспективы, нарисованные китайскими академиками, подкрепляются и выводами мировых экономистов. Так, например, Всемирный банк скорректировал прогноз по росту ВВП Китая на 2006 г. в сторону его увеличения с 8,7 до 9,2% (в 2005 г. – 9,9%). Характерно, что инфляция при этом, по мнению экспертов, составит лишь 1,8%.

И все же высказанные прогнозы не могут не вызывать определенного скептицизма. В том или ином приближении первый из двух столпов "великого китайского прорыва" – всеобщая индустриализация – на фоне предыдущего опыта страны видится вполне реально. Учитывая темпы, которыми КНР перенимает передовые технологии и развивает современные производства, а также массовый вывоз в Китай производств большинства мировых компаний, скорая и полная индустриализация страны теоретически вполне возможна. Сложнее обстоит дело с выравниванием уровня жизни городских и сельских жителей. Огромное китайское население крайне неоднородно не только по уровню жизни, но и по ряду других признаков, как, например, традиции и многочисленные языковые диалекты. Для Китая вполне характерна картина, когда жители одних регионов не могут понять того, что говорят жители других. Как заметил в свое время один из экспертов, нынешний материковый Китай объединяют только иероглифы и Компартия. Сомнительно, что этого будет достаточно для выравнивания уровня жизни населения. Стоит также заметить, что китайская экономика характеризуется высокими показателями экспорта и низким внутренним потреблением. Значительная часть производимой там продукции потребляется не в стране, а за ее пределами, тогда как большинству самих китайцев сегодня просто не по карману воспользоваться плодами труда соотечественников. Хотя в Поднебесную уже переведена ощутимая часть мирового промышленного производства, это способно обеспечить рабочими местами далеко не все население страны. Всеобщая индустриализация подразумевает, что количество современных производств должно возрасти еще больше, дабы обеспечить рабочими местами несколько сот миллионов человек, размахивающих сегодня мотыгами.

Подобное развитие ситуации фактически предполагает, что весь прочий мир должен отказаться производить товары на собственной территории, предоставив это право Китаю. Даже несмотря на то, что большинство развитых стран вошли в эпоху постиндустриализма, вряд ли они готовы будут пойти на столь радикальный шаг. Заниматься же массовой индустриализацией, рассматривая в качестве потребителей многомиллионную армию полуголодных крестьян северной части Китая, похоже, проблематично даже с учетом нынешних успехов. Таким образом, получается, что базовые идеи великого китайского прорыва просто исключают друг друга.

Другим важнейшим аспектом, ставящим под вопрос построение всеобщего благоденствия в отдельно взятой Поднебесной, является ограниченность природных ресурсов. Если половина населения Китая действительно сможет обзавестись собственными автомобилями, мировое потребление нефти возрастет в несколько раз. Учитывая, что мир сталкивается с дефицитом углеводородного топлива уже сегодня, сомнительно, что этой проблемы удастся миновать к 2050 году. Помимо нефти и газа для быстрого поступательного развития Китаю понадобятся и другие виды сырья: лес, руда, природные минералы. Учитывая численность населения, территория страны просто не сможет обеспечить необходимого количества ресурсов. Значит для воплощения своих планов Китаю придется досуха высосать страны, располагающие необходимыми ресурсами. Отдельной большой проблемой уже сегодня является связанное с этим ухудшение экологической обстановки. Массированная индустриализация КНР повлечет за собой еще более значительное загрязнение окружающей среды. Это означает, что воплощение китайских планов несет в себе идею сырьевого, экологического, а возможно и территориального конфликта мирового масштаба, который рано или поздно станет неизбежным.


Выбор читателей