Джорджу Бушу придется поссориться с Китаем

Американцы ломают голову над тем, как уберечься от лавинообразного импорта товаров из Китая. Вашингтон неоднократно предупреждал Пекин о возможных карах, но раз за разом они откладывались




Накануне открывшейся на прошедшей неделе конференции ВТО в Гонконге правительство КНР выступило с важным заявлением: в нем провозглашаются меры, которые планируется предпринять для сокращения внушительного профицита китайской внешней торговли. В I полугодии с.г. положительное сальдо торгового баланса Китая увеличилось более чем в 9 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило $54,2 миллиарда. А по итогам всего 2005 г. этот показатель, как ожидается, превысит $115 миллиардов. Дисбаланс в торговле с Китаем давно заботит Америку и Европу. Так что это тема наверняка будет поднята в Гонконге.

Дефицит США в торговле с Поднебесной в этом году может достигнуть $220-225 млрд против $162 млрд в 2004 году. Вашингтон, недовольный таким положением, оказывает на Пекин всяческое давление. Китайцы идут на некоторые уступки, однако пытаются отбиться "малой кровью". Так, в начале ноября было подписано двустороннее соглашение по торговле текстилем на 2006-2008 гг., ограничивающее китайский экспорт данной продукции. Кроме того, когда в прошлом месяце Джордж Буш приезжал в Пекин, было объявлено, что Китай закупит 70 американских "Боингов" на сумму около $5 миллиардов.

Новые меры по сокращению положительного сальдо внешнеторгового и платежного баланса КНР, содержащиеся в упомянутом правительственном заявлении, включают в себя наращивание импорта, поощрение китайских инвестиций за рубежом, а также известное ограничение товарного экспорта. В последнем случае речь идет, главным образом, об усилении борьбы внутри самого Китая с недобросовестными экспортерами, демпингующими на внешних рынках. Отметим, что с середины 90-х годов китайские компании удерживают сомнительное первенство по числу возбуждаемых против них антидемпинговых расследований в странах ВТО (только с января прошлого по август нынешнего года было возбуждено более 70 таких расследований).

Проблема, однако, не только и не столько в том, что отдельные китайские компании искусственно занижают цены на свою экспортную продукцию, а в том, что все китайские товары имеют на мировом рынке необоснованное конкурентное преимущество за счет заниженного, как считается, обменного курса юаня. Существует довольно большой разброс мнений относительно того, каким мог бы быть "рыночный" курс китайской валюты. Многие американские эксперты полагают, что нынешние котировки занижены процентов на сорок..

Как известно, в июле с.г. Пекин ревальвировал национальную валюту на 2,1% (до 8,11 юаня за 1 доллар США), а также привязал ее к корзине из нескольких иностранных валют – в течение 10 лет до этого юань был жестко привязан исключительно к доллару в соотношении 8,2765:1. Торговые партнеры Китая надеялись, что в результате частичной либерализации обменного курса юаня его котировки будут постепенно повышаться. В принципе, так оно происходит, но уж больно медленно – совсем не теми темпами, на которые рассчитывали зарубежные финансовые аналитики и международные спекулянты. На Западе прогнозировали, что до конца 2005 г. юань подорожает еще как минимум на 4,5-5,0%. Однако в реальности его курс повысился всего на 0,4% – до 8,078/1$ (на 8 декабря).

Накануне своего визита в Пекин Джордж Буш выступил с требованием дальнейшей ревальвации юаня и либерализации валютной политики КНР. Причем американцы упирают на то, что подобные меры необходимы, мол, не столько Соединенным Штатам, сколько вообще для нормального развития мировой экономики. "Китайское правительство должно продвигаться к оцениванию своей валюты рыночными методами не ради двусторонних отношений, а ради всего мира", – заявил Буш. Однако американские претензии были в очередной раз вежливо отклонены. Китайские товарищи намерены идти своим путем. Впрочем, общее направление, по их уверениям, совпадает с очерченным американским президентом, и весь вопрос, собственно, в скорости движения. Согласно разъяснениям Народного банка Китая (НБК), более быстрые темпы укрепления юаня могут дестабилизировать китайскую экономику. Решения о либерализации валютного рынка также будут приниматься властями исходя исключительно из экономической целесообразности, причем пока такие решения не планируются.

Ранее Вашингтон неоднократно предупреждал Пекин о возможных карах в случае отсутствия надлежащих подвижек в его курсовой политике.. Правда, раз за разом предполагаемые кары откладывались – отложены они и на этот раз. Белый дом явно не хочет провоцировать открытую конфронтацию. В конце ноября американский минфин представил в конгресс очередной доклад (такие доклады выходят 2 раза в год) о финансово-экономической политике основных торговых партнеров США. Согласно докладу, ни одну из этих стран, включая Китай, нельзя обвинить в преднамеренном манипулировании обменным курсом национальной валюты для получения преимуществ в торговле. В сопроводительном письме министра финансов Джона Сноу отмечаются как позитив "первые шаги Китая по повышению гибкости его курсовой политики" и в этом плане выражается надежда на "дальнейший прогресс"..

Критики политики администрации в отношении Китая – профсоюзы, объединения предпринимателей и их лоббисты в Конгрессе – восприняли заявленную позицию как соглашательскую. По мнению, например, президента Национальной ассоциации производителей Джона Энглера, формально "рыночное" формирование курса юаня путем массированных интервенций НБК противоречит правилам МВФ и по существу является тем же манипулированием. Еще весной, с подачи профсоюзов, в Сенате обсуждался законопроект "О свободной торговле с КНР", согласно которому весь импорт из Китая может быть обложен специальной заградительной пошлиной в 27,5%. Сенатор Чак Шумер, один из авторов законопроекта, теперь грозится вернуться к этой инициативе.

Судя по нынешним настроениям среди американских законодателей, указанный документ пройдет в Сенате на ура и с большей вероятностью будет поддержан палатой представителей. В этом случае Джордж Буш окажется перед нелегким выбором: либо наложить на законопроект вето, пойдя тем самым на серьезный конфликт с Конгрессом, либо отважиться на крупную ссору с Поднебесной. А по своим политическим и экономическим издержкам такая ссора может быть поопасней иракской авантюры.

Выбор читателей