Гигантская планета украсилась разноцветными кольцами

Ученые с помощью телескопа Hubble случайно обнаружили у гигантской планеты Уран по два новых спутника и кольца. Теперь это самая "закольцованная" планета Солнечной системы, вокруг которой происходят загадочные процессы

ФОТО: bbc.co.uk

У гигантской планеты Уран обнаружилось по паре неизвестных спутников и колец. Великан Солнечной системы, как оказалось, окружен плотной, сложной и постоянно изменяющейся системой космических тел, которые вращаются вокруг него. Кольца и луны Урана сравнительно молодые, то есть образовались, по космическим меркам, совсем недавно. Ученые выяснили, что орбиты их движения сильно изменилась за последние 10 лет, что совсем уж необычно для космоса, измеряющего свои процессы тысячелетиями.

Совершить открытие помог космический орбитальный телескоп, в который вовремя посмотрели ученые Марк Шолтер и Джек Лиссар. Первый из них работает в Институте по поиску внеземной жизни, знаменитом SETI Institute, а второй является сотрудником НАСА.

По последним данным, вокруг Урана насчитывается 13 колец, то есть больше всего в Солнечной системе. Два свежеоткрытых кольца находятся так далеко от планеты, что их даже решили назвать "второй системой колец Урана". Они имеют очень низкую плотность и существуют, судя по всему, только за счет спутников, которые были открыты "за компанию". По теории ученых, когда эти два спутника проходят сквозь дальние кольца, часть вещества с их поверхности переходит в состав одного из колец.

Две недавно открытые луны Урана доводят общее число его известных спутников до двадцати семи. Многие из них названы по именам героев Шекспира, и новые открытия не нарушили эту традицию. Первую луну назвали Мэб, по имени королевы из монолога Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), а вторую – Купидон. Этот древнеримский бог любви также упомянут Шекспиром, только уже в книге "Тимон Афинский".

Кроме того, столь плодотворные наблюдения ученых помогли подтвердить существование у Урана еще одной луны, которая была открыта ранее при помощи космического аппарата Voyager, но ученые все никак не могли увидеть ее в телескоп. Эта луна называется Пердита (в русском варианте – Утрата, героиня "Зимней сказки")и является самой крупной среди своих товарок: ее диаметр составляет чуть больше 25 километров.

Самое интересное, что важные открытия были совершены практически случайно. Ученые занимались исследованием самого Урана и 11 уже известных его колец. Но снимки, полученные с телескопа Hubble, заставили их призадуматься. Позже они сверили их с фотографиями, полученными с космического аппарата Voyager-2 еще в 1986 году. Оказалось, что две неизвестных луны были отчетливо видны еще тогда, 10 лет назад, но никто не обратил на них внимания. Марк Шолтер так прокомментировал свой "случайный" успех: "Иногда находишь то, что не ищешь. Никто и не предполагал, что этот район Урана окажется интересным".