Россия под водку помянет "сухой закон"

Пробовали украинскую "Хванчкару" или "Каберне" по-белорусски? Нет? Ничего, все еще впереди. Винограда, произрастающего на территории РФ, не хватит, чтобы восполнить брешь на рынке после запрета грузинских и молдавских вин




Похоже, россияне могут остаться без вина. По крайней мере, дешевого. Как известно, в конце марта Роспотребнадзор запретил ввоз и продажу в РФ вин молдавского и грузинского происхождения под предлогом наличия в них пестицидов и тяжелых металлов. Многие эксперты без труда усмотрели в этой сугубо санитарной мере российскую политику "кнута" в отношении строптивых соседей по СНГ – настоящее эмбарго, убийственное для винодельческих отраслей наказуемых стран (Грузия поставляет в РФ две трети своей винной продукции, Молдавия – три четверти). Но кнут ударит не только по экономическим интересам Тбилиси и Кишинева – достанется и российскому потребителю. Поскольку заменить грузинскую и, особенно, молдавскую виноградную продукцию будет нечем.

Накануне введения эмбарго молдавские виноделы обеспечивали до 60% потребности России в вине и виноматериалах: готовые вина занимали примерно 30% рынка, а с использованием виноматериалов изготавливалось более 50% российского вина. К этим цифрам нужно прибавить еще 6% – долю, которую занимает на российском рынке грузинское вино. Чем заменить это сырье и продукцию на прилавках, учитывая их дешевизну (особенно молдавских)? Ведь еще недавно бутылку молдавского "Мерло" можно было купить за сумму, эквивалентную $2-2,5. Ближайшими соседями молдавского вина по ценовому диапазону являются болгарские, испанские, венгерские и южноамериканские вина. Но полноценной заменой они стать все-таки не смогут. Во-первых, их доля на российском рынке меньше на порядок, и вряд ли они смогут скоро нарастить поставки настолько, чтобы компенсировать образовавшуюся нишу. Во-вторых, даже самые дешевые из них стоят на 20-30% дороже молдавских аналогов. И, в-третьих, они попали в ту же "группу риска": развоевавшийся Роспотребнадзор уже заявил, что чилийские и аргентинские вина тоже содержат вредоносные вещества, и их следует хорошенько проверить... Впрочем, ни с Чили, ни с Аргентиной у России нет серьезных политических разногласий, так что будем надеяться, что хотя бы их всемирно известные вина у нас не запретят.

Так кто же будет поить Россию вином? Ряд обозревателей поспешили поздравить с победой отечественных производителей – мол, краснодарские и ставропольские виноделы отвоевали рынок нашей страны с помощью главного санитарного врача. В прошлом году Российский союз виноградарей и виноделов обращался к правительству с просьбой ввести квоты на импорт молдавского вина. А тут даже не квоты, полный запрет – победа! Однако даже если предположить, что наши виноделы приложили руку к введению эмбарго, то воспользоваться его плодами они вряд ли смогут. Хотя бы потому, что винограда, произрастающего на территории РФ, не хватит, чтобы восполнить брешь на рынке: российские виноградники покрывают чуть более трети (35%) общей потребности страны в вине. Остальное обеспечивается за счет импорта. Поэтому совершенно очевидно: если наиболее дешевые импортные вина и виноматериалы оказались "невъездными", их заменят аналоги из других стран, более дорогие. И вино в России в целом подорожает – за счет того, что практически не останется самых дешевых сортов.

Но мало того: российская винодельческая отрасль, скорее всего, не сможет обеспечить даже прежний уровень производства, поскольку находится в тяжелейшем кризисе (из-за чего, собственно, и предпринимались попытки квотировать импорт вина из Молдавии). Вот уже второй год подряд всю нашу алкогольную промышленность, и виноделие в частности, "не по-детски колбасит" от законодательных новшеств и проводимой государством борьбы с фальсификацией продукции. Так, в прошлом году виноделов обязали клеить акцизные марки непосредственно на производстве, тогда как специальную региональную марку – по-прежнему на акцизном складе. Возникла путаница. Итог – два месяца простоя большинства предприятий и 20%-ное сокращение производства вина в стране. В этом году шоу продолжается: введены марки нового образца, а всем винодельческим предприятиям предписано приобрести единую государственную автоматизированную систему учета алкогольной продукции (по идее, она должна объединить производителей, продавцов и налоговиков, чтобы по штрих-коду с бутылки получать информацию о том, где, когда и кем было произведено ее содержимое). Но марок катастрофически не хватает, а технические новшества по карману далеко не всем производителям, и работают со скрипом, втрое снижая производительность. Итог – из 42 винзаводов Кубани приступили к работе только 9. Убытки отрасли из-за вынужденного простоя уже достигают 400 млн рублей. Крупные предприятия теряют контракты с дистрибьюторами, малые – вообще на грани закрытия.

В довершение к "рукотворным" бедам на российских виноделов обрушилась еще и природная: зимой в стране случились небывалые холода, причем даже в таких теплых по российским меркам регионах, как Ростовская область, Краснодарский край, Ставрополье и Дагестан. То есть, там, где растет российский виноград. В итоге, по предварительным оценкам Союза виноградарей и виноделов, в разных областях потери урожая винограда в этом году составят от 30 до 100%. Соответственно сократится и производство российского вина в 2007 году...

То есть, вообще непонятно, что будут пить не очень богатые любители вина через год. Кто-то напряжется и перейдет на европейскую и южноамериканскую продукцию. А остальные? На водку? Это в лучшем случае. Кто-то будет довольствоваться и ее "заменителями". А ведь сколько лет россиян старались "переключить" с водки (и ее суррогатов) на более легкие напитки! И вот все усилия насмарку. Впрочем, оптимисты утверждают, что ничего страшного не произойдет: россияне будут и впредь пить молдавское и грузинское вино – только слегка подорожавшее и превратившееся каким-то чудом в украинское или даже белорусское... Пробовали украинскую "Хванчкару" или "Каберне" по-белорусски? Нет? Ничего, все еще впереди.

Так что не будем унывать! Ведь кто-то в России от всей этой истории сейчас чувствует себя гораздо хуже, чем безвинно наказанные потребители. Это, например, импортеры и дистрибьюторы, оказавшиеся обладателями "отравленного" напитка на сумму в $600-700 млн, а также российские инвесторы, которым принадлежит порядка 30% винодельческой отрасли Молдавии, рассчитанной главным образом на российский рынок... Да, Россия вправе не покупать вино у тех, кто не считается с ее интересами. Но не слишком ли дорого обходятся ее населению подобные внешнеполитические демарши?

Выбор читателей