Наш человек в Стамбуле. Часть вторая, личная

Спастись от московской весны проще простого: минимальные вложения, три часа в самолете и вы окажетесь в городе, где Европа встречается с Азией, где бесконечно пьют чай, а призраки давних героев переживают последнюю любовь



ВСЕ ФОТО



Наш человек в Стамбуле. Часть первая, формальная

Подробный список достопримечательностей Стамбула можно найти в любом путеводителе, но там не напишут, как прекрасны по Yтрам мосты из Европы в Азию, когда они еще не запружены машинами и плывут в легкой дымке. Ровно пять минут (учтите, что проезды по обоим мостам через Босфор платные: проезд по мосту Фатиха Султана обойдется вам в $2,5, а по для того, чтобы проехать по "Мосту через Босфор" вам будет нужен специальный электронный пропуск) и "Welcome to Asia". От этого минутного превращения Европы в Азию что-то происходит в голове, и ты начинаешь воспринимать реальность совершенно по-новому. Точно так же происходит, когда ты первый раз пробуешь яблочный чай: после первого глотка хочется остаться здесь навсегда, смотреть на мир через дым от кальяна и искренне верить, что главное – это выиграть партию в нарды.

Стамбул – в силу своей истории – город с редкими для мусульманского города традициями толерантности. Здесь на вас не будут коситься из-за светлых волос или глаз, никто не будет злобно шипеть вам в спину. Правда, при условии, что вы проявите такое же уважение, которое проявляют к вам. Если вы мужчина, не стоит напиваться и выкрикивать речевки родного футбольного клуба, а также обращаться к бармену, начиная свою речь с плохо завуалированных оскорблений. Не надо провожать бесконечно прекрасных турецких барышень свистом и выкриками. Сопровождающим их мужчинам это может не понравится и тогда вы точно окажетесь в ситуации, когда силы будут неравны. Если вы женщина, оставьте дома мини-юбки. Здесь их не то, чтобы не носят. Молодые барышни, уважая (а это слово является ключевым для стамбульской культуры) старшее поколение, предпочитают их не надевать в повседневной жизни. А потому вы безусловно окажетесь в центре внимания, а по возвращении в Москву будете возмущенно рассказывать, как "ужасные турецкие мужчины" приставали к вам на каждом шагу. Ибо мы сами часто делаем все для того, что нас, русских, не любили или относиилсь к нам с пренебрежением. Идя поздно вечером по Бейоглу, одной из главных "тусовочных" улиц Стамбула, я была ввергнута в краску своими соотечественниками в одну секунду. В толпе компания пьяных девушек бесспорно славянской внешности радостно вопила по-русски "Позови меня с собой…" и пила из горла ракэ - турецкую водку. Мои турецкие приятели заулыбались, начали подмигивать мне, один из них сказал: "Ваши". Мне стало безмерно стыдно.

Правда, вот в ночных клубах Стамбула можно чувствовать себя как дома. Здесь национальные границы стираются после второго коктейля, турецкие девушки на некоторое время забывают о своих традициях неприступности, а юные турецкие красавцы сражают улыбками наповал.

Ночь проходит и снова наступает Yтро. Когда с Босфора дует свежий ветер, встает солнце, из громкоговорителей с минаретов раздаются пронзительные крики. Набережные влекут и тянут к себе, хочется идти по ним и ни о чем не думать, кидать куски хлеба все тем же чайкам, снова перебираясь в Азию, но уже на пароме.

Стамбул: мечети, мосты, Босфор и чайки. Фото.

Слушать турецкую музыку, которая даже в популярном своем варианте не теряет базовой спирали, которая не меняется уже много веков. Болтать о Москве в кафе, где вокруг нас собираются официанты, которым тоже все интересно. Попутно они не забывают ставить крестики, помечая количество стаканов чая, выпитое за разговор, и бесперебойно приносить кофе, в котором явно утопились тысячи дьяволят, который обжигает горло и заставляет видеть мир четче. Ярко-красная айва вымоченная в сахаре и рисовый пудинг с орехами на десерт. Пахлава, которую готовят тут же. Мужчины и женщины кругом неспешно курят. Через кафе на дикой скорости и наклонившись вперед под критическим углом несется пухлощекий малыш. Официант ловит его ровно в тот момент, когда падение кажется уже неминуемым, целует и относит матери. Это обычная жизнь Стамбула, сумасшедшая и размеренная одновременно, жизнь с бесконечными пробками на дорогах, руганью и смехом, нескрываемыми слезами (здесь даже мужчины плачут) и радостями, гудками кораблей с Босфора.

Возвращаться домой лучше всего в ночь с воскресенья на понедельник. Спать в самолете. Или думать о том, что надо будет обязательно вернуться. Потому что забыть Стамбул невозможно. Этот город становится наркотиком, без которого жизнь кажется невыносимой.

Выбор читателей