Иран вновь выигрывает

Официальная позиция России состоит в том, чтобы не допустить "расползания оружия массового уничтожения". Однако отношения между Ираном и Россией строятся по иранскому сценарию




В понедельник министр обороны Израиля Шауль Мофаз назвал ядерную программу Исламской республики Иран самой серьезной угрозой для еврейского народа со времен Гитлера. Министр заявил, что Израиль не может допустить появления у Ирана атомного оружия, и призвал мировое сообщество "сделать все необходимое на дипломатическом уровне для того, что остановить ядерную программу" Ирана. Пресс-конференция Мофаза совпала с опубликованием тезисов секретного доклада, подготовленного группой израильских правительственных экспертов, утверждающих, что "если Иран создаст ядерное оружие, его примеру попытаются последовать другие мусульманские ближневосточные страны".

Эту точку зрения разделяет директор института политических исследований, глава комитета по международным делам Общественной палаты Сергей Марков, заявивший, что "если будет создана шиитско-персидская атомная бомба, то в ответ арабы-сунниты могут также создать ядерное оружие". Ну а за ними, считает российский эксперт, последуют другие страны – в первую очередь, Северная Корея, Тайвань и Бразилия. Официальная позиция России также состоит в том, чтобы не допустить "расползания оружия массового уничтожения". Осведомленный анонимный источник в Кремле сообщил РИА "Новости", что Россия "выступает против того, чтобы Иран имел технические знания, позволяющие ему стать ядерной державой".

Однако Россия не желает, чтобы события развивались по "силовому сценарию", к которому склоняются США, пояснил эксперт. В свою очередь Марков полагает, что превентивные "ракетно-бомбовые удары по Ирану будут нанесены не США, а Израилем". Напомним в этой связи, что около 25 лет назад Израиль разбомбил строящийся в Ираке атомный реактор, что положило конец ядерной программе Саддама Хусейна, также воспринимавшейся в Израиле как первостепенная угроза безопасности страны.

В свою очередь, президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад, выступая в Тегеране на пресс-конференции, которую транслировал телеканал Al Arabia, в очередной раз подчеркнул, что Иран является "ядерным государством", у которого есть "ядерные технологии". Эти технологии Иран намерен использовать исключительно в мирных целях, поскольку, по словам Ахмадинежада, его страна стремится к миру и стабильности в регионе. Утверждения о стремлении к миру не помешало иранскому президенту в очередной раз возложить на страны Запада ответственность за создание Израиля, который является искусственным государством, "фальшивым режимом", который "логически не может существовать дальше".

Ахмадинежад выразил уверенность в том, что Совет Безопасности ООН не будет вводить санкции в отношении Ирана. Подобный шаг только навредит тем странам, которые на него решатся. Лидер Ирана сказал, что он выступает против того, чтобы "Америка и Британия управляли миром" и навязывали мировому сообществу свой отрицательный взгляд на естественное право Ирана вести обогащение ядерного топлива. Если же Запад все-таки будет чинить препятствия на пути реализации Ираном ядерной программы, то Тегеран выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия, а также рассмотрит вопрос о прекращении членства в МАГАТЭ, заявил Ахмадинежад.

Последний пассаж президента Ирана, вероятно, связан с тем, что в конце апреля МАГАТЭ должно представить Совету Безопасности доклад, на основании которого будет вырабатываться дальнейшая стратегия выхода из кризиса, сложившегося вокруг ядерной программы Ирана. Таким образом, Ахмадинежад предостерегает международное сообщество от резких заявлений в адрес Ирана и пытается повлиять на тональность доклада МАГАТЭ. Как известно, недавно Иран отверг призыв главы МАГАТЭ Мухаммеда Эль-Барадеи приостановить работы по обогащению урана, заявив, что подобное предложение является "неконструктивным" и для Ирана "неприемлемо".

Тем самым переговорный процесс по иранской ядерной проблеме зашел в тупик – строго говоря, после официального доклада МАГАТЭ о том, что Иран проигнорировал предложения Совета Безопасности, против Ирана следовало бы вводить санкции. Однако Россия и Китай не готовы поддержать решение о санкциях, поскольку это привело бы к потере выгодных контрактов. Китай нуждается в иранских энергоносителях, а Россия сотрудничает с Ираном в области атомной энергетики, а также продает ему вооружение. Кроме того, обе страны не заинтересованы в дестабилизации региона, что, несомненно, случится, если проблему не удастся решить мирным путем. Таким образом, государствам-членам Совбеза, не готовым принять консолидированное решение по иранской проблеме, было бы удобнее услышать от МАГАТЭ такой доклад, который позволил бы отложить принятие вопроса по Ирану на неопределенное время.

Сергей Марков считает: в докладе будет утверждаться, что "в настоящее время нет доказательств того, что Иран создает ядерное оружие". По мнению Маркова, МАГАТЭ также заявит, что невозможно с уверенностью говорить о том, что ядерная программа Ирана носит мирный характер. Другими словами, неопределенный характер предстоящего доклада даст Совбезу возможность продолжить консультации, а Иран выиграет время.

В надежде на то, что Россия не допустит передачи ядерного досье в Совбез, иранцы несколько дней назад сообщили, что достигнуто "базовое соглашение" о создании СП, которое на российской территории будет заниматься обогащением урана для нужд иранской атомной энергетики. Правда, этот проект не отменяет иранскую программу по проведению всего ядерного цикла внутри страны, однако может быть подан как шаг навстречу мировому сообществу в целом и России в частности – ведь Россия таким образом получит еще один выгодный контракт. Вот и в своем выступлении в Тегеране Ахмадинежад похвалил российскую политику в отношении мусульманского мира и заверил, что между Россией и Ираном существуют "дружественные и постоянно развивающиеся" отношения.

С последним утверждением трудно не согласиться. "Дружественные" отношения развиваются четко по сценарию, написанному в Тегеране. Иран использует российскую карту для претворения в жизнь своей ядерной программы, апофеозом которой должно стать создание мощного оружия разрушительной силы. Возникновение ядерной державы на наших границах в крайне взрывоопасном северо-кавказском регионе не может не беспокоить Россию. И хотя Москва опасается подобной перспективы, она все же идет на поводу у иранской дипломатии, с блеском проводящей политику, выгодную Ирану.

Выбор читателей