Воинствующий атом в Иране не найден

Глава МАГАТЭ провел в Иране инспекцию ядерных центров и не нашел никаких подтверждений тому, что имеет место разработка или производство оружия. Теперь Иран еще увереннее настаивает на своем праве обогащать уран




Глава МАГАТЭ побывал с инспекцией в Иране и теперь официально заявляет, что во время своего визита не нашел никаких подтверждений тому, что в стране создается ядерное оружие. Вскоре инспекторы Международного агентства по атомной энергии составят отчеты о проверках. Главным образом, они проводились на территории ядерного центра в Нетензе.

"Ядерная" ситуация в Иране пока представляется экспертам вполне спокойной, но все же, как выразился эль-Барадеи, "туманной и не вполне четкой". Проблема концентрируется вокруг того, что ООН по-прежнему не собирается отказываться от своих требований. В соответствии с ними Ирану предлагается на время приостановить процесс обогащения урана. Между тем президент страны Махмуд Ахмади Нежад высказывается по этому поводу весьма категорично. Он отвечает всем, кто недоволен доступом Ирана к технологии полного ядерного цикла: "Злитесь на нас и умрите от этой злобы".

Во время нынешнего визита генерального директора МАГАТЭ президент Ирана разговаривал с ним, разумеется, в ином тоне, но смысл его высказываний остался прежним. Иран снова отвергает призыв приостановить обогащение урана, поскольку для страны это неприемлемый шаг. Кроме того, президент напомнил о праве страны самостоятельно решать "производственные" вопросы ядерного цикла, коль уж эксперты установили, что с его стороны не выявлено никаких поползновений в сторону создания ядерного оружия.

Обеспокоенность мировой общественности предполагаемой ядерной угрозой со стороны Ирана вызывает у некоторых специалистов-атомщиков искреннее недоумение. Так, глава Центра по борьбе с распространением ядерного оружия авторитетно заявляет, что если признать правдивыми нынешние сводки о состоянии "урановой" отрасли в стране, использование атомных технологий в военных целях будет доступно Ирану минимум через десять лет.

Официальный Тегеран с гордостью заявляет о том, что присоединяется к группе стран, которые владеют ядерными технологиями, и считает предложения приостановить разработки неконструктивными. Президент страны сделал официальное сообщение о том, что на днях – 9 апреля – научные лаборатории Ирана подвели итог своим разработкам технологий производства ядерного топлива.

По полученным данным, в "несговорчивой" стране научились обогащать уран только до уровня 3,5% содержания изотопа урана-235, то есть в пределах диапазона станционного топлива, а этого определенно недостаточно для его использования в военных целях. Создание ядерного оружия потребовало бы урана, обогащенного до 80-90%, поэтому Иран пока еще очень далек даже от перспективы того, чтобы угрожать миру атомными бомбами собственного производства.

Генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадеи не случайно посетил Иран с такой тщательной ревизией. Он вынужден будет отчитываться перед Советом безопасности ООН о том, какой характер приобретают активно развивающиеся там ядерные программы.

Многие западные страны, включая непримиримого борца с всемирной ядерной угрозой – США, придерживаются мнения о необходимости введения санкций против Исламской республики, тогда как Китай и Россия видят и дипломатические пути решения создавшейся проблемы. Однако это не означает, что отечественных политиков она не беспокоит. Министерство иностранных дел недавно обратилось к Ирану с призывом все же выполнить требования ООН.

Возможно, иранское правительство вполне оправданно игнорирует требования мирового сообщества по ядерному вопросу. Как сообщил корреспонденту "Yтра" заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, возможны две причины "отказных" действий Ирана. Во-первых, на внутриполитической арене страны сейчас разворачивается активная борьба правящей партии консерваторов за сохранение власти. Эффект "осажденной крепости" может быть выгодно использован против оппозиционной партии реформаторов. Во-вторых, масса социальных проблем среди иранского населения оказалась направлена в нужное русло, то есть не в ущерб собственному правительству, а против внешнего врага. Понятно, что главным кандидатом на роль "врага номер один" являются США.

В то же время, считает российский эксперт, вряд ли против Ирана будут реально предприняты серьезные военные действия, поскольку американцам будет трудно решиться на полномасштабные санкции "а-ля Ирак". Но исключать возможность нанесения разовых ударов тоже нельзя.

Выбор читателей