Россия повысила иммунитет проштрафившегося дипломата

Россия пока отказалась выполнить требование властей США, которые хотели отдать под суд нарушителя 7 правил дорожного движения атташе Илью Морозова, предварительно лишив его дипломатического иммунитета




Российский дипломат, которого в США хотели лишить иммунитета и судить, вернулся домой. Родина поддержала его, пока отказав американской стороне в праве отдать Илью Морозова под суд за нарушение правил дорожного движения. Но в этой истории по-прежнему остается много неясностей, которые еще предстоит выяснять постпредству России.

Например, при всей серьезности намерений, заявленных официальными органами США, соответствующей документации они до сих пор так и не прислали. Ультимативное требование или лишить Морозова неприкосновенности, чтобы он мог предстать перед американским судом, или в срочном порядке отозвать его обратно в Россию было прислано по факсу лишь спустя 78 часов после инцидента на дороге.

Даже о самом имевшем место нарушении Ильей Морозовым правил дорожного движения информация какая-то неоднозначная. Субботним вечером 22 апреля дипломат на своем автомобиле выехал на автостраду, проходящую по набережной реки Ист-Ривер. Хотя буквально за день до этого проезд по ней был разрешен, машину Морозова сразу же остановили полицейские. Оказалось, участок дороги перекрыли в связи с ремонтными работами, а проезд по ней категорически запрещен.

Все попытки атташе оправдаться своим неведением оказались безуспешными. Его отправили в полицейский участок и предъявили неожиданные обвинения: въехав на автостраду, Морозов нарушил сразу 7 правил дорожного движения. В частности, он якобы вел машину в нетрезвом виде, нарушил скоростной режим и выехал на тротуар. Российский дипломат общался с полицейскими менее трех часов, после чего был отпущен домой.

Потом наступило временное затишье, после которого вдруг оживились местные СМИ. Газеты запестрели сообщениями о том, что атташе постоянного представительства России при ООН своей машиной сбил полицейского, который получил "растяжение связок колена" и был госпитализирован. Но многочисленные штрафные документы, которые Морозову выдали в участке при задержании, никоим образом произошедшего членовредительства не отражают. Более того, в ноте, которую после странного промедления послали российскому постпредству по факсу, тоже ни словом не упоминается о том, что из-за Морозова кто-то пострадал.

Американская сторона обвинила водителя-дипломата в "злоупотреблении преимущественным правом проживания" в стране и предложила ему в срочном порядке выехать за ее пределы. Посол США Джон Болтон заявил, что лучше, конечно, было бы ему предстать перед судом, но и то, что злостный нарушитель семи правил дорожного движения покинул территорию беспокойного государства, уже внушает всем американцам уверенность в завтрашнем дне. Поэтому Илья Морозов прервал загранкомандировку и вылетел в Москву, где и началось рассмотрение проблемы.

Пресс-секретарь российской миссии в Нью-Йорке Мария Захарова обратила внимание журналистов на то, что всесторонне изучить ситуацию Москва сможет только после того, как ей будут полностью предоставлены все соответствующие документы. Пока Россия подтвердила наличие дипломатического иммунитета у Морозова и оставила за собой право вернуться к обсуждению вопроса позже. Причем возможна, подчеркнула Захарова, и другая точка зрения: Венская конвенция 1961 г. четко регламентирует обязательства страны пребывания обеспечить дипломатические привилегии и иммунитет, а вот были ли они выполнены, нужно еще выяснить.

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий, сказал корреспонденту Yтра, что для снятия иммунитета с иностранного дипломата должно произойти нечто действительно экстраординарное. Таковым может являться, например, особо тяжкое преступление, повлекшее за собой чью-то смерть. Макаркин напомнил о трагическом случае, когда наш дипломат в Канаде сбил насмерть женщину. Но и тогда иммунитет не был снят. Виновника судили на территории России, и срок он отбывал здесь же.

Морозову же, по мнению представителя Центра, практически не о чем беспокоиться. Максимальная мера воздействия, которую к нему могут применить в сложившейся ситуации – это взыскание через суд, и то только после того, как будет доказана его вина. Но на биографию российского атташе, к сожалению, навсегда ляжет черное пятно, с которым он вряд ли сможет когда-нибудь вернуться в США.

Выбор читателей