Набор трюков Норманна Фостера

Идеальным воплощением идей Фостера считаются деревянные особнячки, питающиеся от солнечной энергии. Но даже в структуру гигантского людского муравейника британец смог внести радикальные перемены




Нынешней весной выставочная политика московских музеев являет собой яркий образцовый пример цеховой толерантности. Проще говоря, выражаясь словами писателя: "Все смешалось в доме Облонских". Залы Музея архитектуры под завязку забиты экспозициями очередной Фотобиеннале, в то время как в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина развернулась выставка звездного британского архитектора Норманна Фостера.

Автор гигантского аэропорта в Пекине, нового Рейхстага и самого высокого дома в Европе, Фостер, сформировавший новый взгляд на архитектуру как на среду обитания, считается революционером современного градостроительства. На выставке "Норман Фостер. Пространство и время" представлены не только уже состоявшиеся работы, но и последние проекты мастера, многие из которых еще находятся в стадии разработки или же вовсе останутся на бумаге. К ним относятся самое высокое здание мира Millennium Tower, мосты Millau Viaduct в Милау и Millenium Bridge в Лондоне, а также башня "Россия", которая скоро вырастет в московском "Сити". По мнению кураторов проекта, в ГМИИ открылась самая блистательная ретроспектива мастера, находящегося в зените своей славы. В экспозицию вошли оригинальные рисунки, архитектурные макеты, фото- и видеоматериалы, а также документы, посвященные жизни и деятельности звезды британской архитектуры.

Между тем смотреть выставку человеку, "не волокущему" в архитектуре, не так-то просто. То есть он, разумеется, увидит несколько необычайно эффектных проектов, массу динамичных рисунков и серию прекрасных фотографий. И даже получит определенное эстетическое удовольствие. Но не стоит забывать, что, как всякая уважающая себя звезда, Фостер пользуется своим собственным, эксклюзивным набором трюков и фирменных фишек, заменяющих современным художникам экстра-класса многоумные теории их предшественников–авангардистов.

Взять хотя бы пресловутые рисунки. Начнем с того, что они далеки от классических архитектурных этюдов. Хотя бы потому, что архитекторов в Британии по традиции готовит не Академия Художеств, а инженерные ВУЗы. Рисовать там не учат, зато навыками практичного дизайна и функциональной архитектуры местные зодчие владеют уже со школьной скамьи. И как бы не вздыхали посетители выставки, что, мол, хоть эскизы и кривоваты, все на них понятно и читабельно, не обольщайтесь: миниатюрные почеркушки, представленные на выставке, сделаны постфактум, чисто для себя, и не имеют никакого отношения к проектной идее.

Отдельного внимания заслуживают фостеровские небоскребы. Именно они стали главным фронтом борьбы мастера за экологическую архитектуру. Конечно, идеальным воплощением идей Фостера считаются хорошенькие деревянные особнячки, питающиеся от солнечной энергии. Но даже в структуру гигантского людского муравейника британец смог внести радикальные перемены. Сложная система вентиляции, заложенная в саму конструкцию здания, позволила Фостеру отказаться от вредных для здоровья человека и окружающей среды кондиционеров, а большие застекленные пространства и садовые террасы весьма положительно действуют на психику клерков-трудоголиков. Правда на подобные комфортные условия могут рассчитывать только члены Европейского союза – небоскребы для третьего мира проектируются по принципу "как можно выше и вместительнее". Вот и представленный на выставке проект башни "Россия" пока не обнаруживает никаких функциональных изысков.

Выходец из скромной семьи манчестерского фабриканта, Норманн Фостер на сегодняшний день является архитектором номер один на европейском небосклоне. Способность к нестандартному мышлению, умение задумывать и осуществлять масштабные проекты способствовали тому, что главными заказчиками мастера являются крупнейшие транснациональные компании. Несмотря на ряд интересных проектов, сделанных в Британии, работы Норманна Фостера символизируют собой европейское строительство эпохи глобализации. Не случайно одно из самых выдающихся произведений архитектора – виадук в Милло - изображено на обороте пятисотевровой купюры.

Выбор читателей