Трубопровод замедленного действия

Многие российские бизнесмены, став самыми настоящими капиталистами, так и не осознали степени ответственности, принятой на свои плечи вместе с полученными теми или иными активами




Участившиеся в последнее время в России попытки пересмотра итогов приватизации и возвращения собственности в государственное владение всколыхнули прогрессивную общественность. Действительно, в этом случае довольно остро встает вопрос: стоит ли ворошить темные истории смутных 90-х, когда, спасаясь от финансового краха, скованное коррумпированным чиновничеством государство за бесценок раздавало промышленные предприятия буквально направо и налево. Возможно, что и не стоит. Но лишь в том случае, если прошедшие через "горнило приватизации" предприятия, в конечном счете, достались рачительным хозяевам. Тем, кто сумел сохранить и развить производство, построить, или хотя бы начинать строить на месте "финансово-хозяйственного бардака" 90-х, нормальные экономические отношения, характеризующиеся соблюдением законов и уважением прав акционеров, сотрудников и государства.

К сожалению, многие, став самыми настоящими капиталистами, так и не осознали степени ответственности, принятой на свои плечи вместе с полученными теми или иными способами активами. Для них эта собственность стала в первую очередь своеобразной "дойной коровой", призванной способствовать личному обогащению своего хозяина. Хуже того, когда этот самый процесс самозабвенного обогащения, начинает сопровождаться еще и растущей угрозой для окружающих. Возможно, в этом случае вмешательство государства может оказаться и нелишним.

Хозяин аммиачной трубы

21 апреля Тверской районный суд постановил, в качестве меры пресечения, заключить под стражу председателя совета директоров ОАО "Тольяттиазот" Владимира Махлая. По мнению специалистов, от результата расследования по обвинениям, выдвинутым Следственным комитетом при МВД России против руководителя и фактического владельца крупнейшего в стране предприятия, производящего аммиак, сегодня зависит будущая экологическая обстановка в пяти российских регионах. Судя по материалам уголовного дела (См. Андрей МАРТЫНОВ. ТРУБОПРОВОД ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. // Московский комсомолец (Москва). - 29.04.2006. - 093. - C.5), Владимир Махлай, фактический владелец ОАО "Тольяттиазот", незаконно получил контроль над компанией "Трансаммиак", занимающейся транспортировкой крайне ядовитого сырья, и фактически прекратил инвестиции в ремонт и обеспечение безопасной работы трубопровода для перекачки аммиака. Между тем, этот самый трубопровод тянется от Тольятти до Одессы и представляет собой уникальнейшее инженерное сооружение, не имеющее аналогов в мире, и требующее к себе повышенного внимания.

Деньги с запахом аммиака

По мнению следователей, опирающихся на результаты проверки Счетной палаты, единственный в мире аммиакопровод перешел в частные руки благодаря мошеннической операции. Контроль над производством и транспортировкой стратегического сырья был установлен в два этапа. Вначале, в полном противоречии с законом, руководитель крупнейшего в отрасли объединения "Тольяттиазот" провел приватизацию по льготной модели, предусмотренной для небольших предприятий. Часть акций, предназначенных для сотрудников предприятия, достались при этом ближайшему окружению руководителя. Вскоре после этого владения Махлая превратились в настоящую империю: благодаря обмену 6,1% акций ОАО "Тольяттиазот" на 51% акций компании "Трансаммиак" в его руках оказался контроль над предприятием, занимающим около 7% доли мирового рынка по производству аммиака и карбамида, а также единственный в мире трубопровод для транспортировки сырья. Затраты на поглощение стратегического предприятия стоимостью более 70 миллионов долларов были компенсированы за счет дополнительной эмиссии акций. Доля государства в уставном капитале "Тольяттиазота" при этом не изменилась.

Бомба длиною в 2417 километров

По данным следствия, в результате действий Махлая государство потеряло сотни миллионов долларов. Специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям опасаются, что этим ущерб не ограничится. Дело в том, что, получив контроль над аммиакопроводом, новые владельцы практически прекратили финансирование его ремонта. При этом денег у предприятия хватало. Ежегодно "Тольяттиазот" продает в Европу около 2,5 млн. т. аммиака. Так называемые индикативные цены на аммиак составляют около 240$-260$ за тонну. Таким образом, оборот предприятия должен быть никак не менее 600 миллионов долларов США. Если верить материалам уголовного дела, владелец предприятия попросту экономил, выводя деньги за рубеж при помощи нескольких подконтрольных фирм. Такие схемы называют "мерами по минимизации налогов". А заодно минимизировались и расходы на экологическую безопасность.

В результате, построенный в 1981 году трубопровод длиной 2417 километров, пересекающий Самарскую, Саратовскую, Воронежскую, Тамбовскую и Белгородскую области, может прорваться в любую минуту. По данным экспертов, за 25 лет эксплуатации трубопровода, его изношенность составляет около 70%. Уже сегодня специалисты фиксируют наличие "мелких протечек аммиака, образующихся в результате коррозии аммиакопровода". И если их устранение по силам местным подразделениям МЧС, то крупная авария приведет к бедствию национального масштаба. По заключению еще Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, "…аммиак при высоких концентрациях, которые возможны в случае аварии трубопровода, может уничтожить окружающую среду. Последствия при попадании аммиака в почву, поступлении в атмосферу, воздействии на природную среду могут выразиться в возможном замерзании близлежащих участков почвы, вероятной гибели на этих участках растительности, животных, а также людей". Иными словами, прорыв аммиака равнозначен массированному применению химического оружия: территория, попавшая в зону катастрофы, долгие годы будет оставаться безжизненной.

Время, когда государство мирилось с потерей стратегических предприятий, осталось в прошлом. После тщательной проверки, на основании поручения президента России Минимущество РФ обратилось в арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о признании ничтожной сделки приватизации 6,1% акций ОАО "Тольяттиазот" и 51% акций "Трансаммиак". Вскоре дело о "разгосударствлении" флагмана химической отрасли приобрело уголовный характер. Руководитель и фактический владелец новой монополии от участия в расследовании уклонился, скрывшись от органов дознания.

Сегодня Владимир Махлай объявлен в международный розыск, и, как предполагает газета "Коммерсант", скрывается в Швейцарии. В случае, если суд докажет его вину, собственником стратегически важного объекта снова станет государство. Возможно, в сложившейся ситуации, это будет наилучшим исходом. По крайней мере, в случае закрепления компании Малахая в рамках Государственного унитарного предприятия, безопасность аммиакопровода перестанет быть частным делом отдельно взятого бизнесмена, а люди получат гарантии в том, что бомба длиною в 2417 километров никогда не взорвется.

Выбор читателей