Границы Израиля как предмет Большой Игры

У плана Ольмерта есть ряд неприятных и даже сокрушительных последствий, о чем в Вашингтоне явно помнят. То, что Ольмерт собирается предпринять в Иудее и Самарии, уже было испытано в секторе Газа




"Премьер-министр Ольмерт поделился со мной некоторыми своими идеями, которые я бы назвал "смелыми идеями". Так Джордж Буш отреагировал на инициативу Эхуда Ольмерта, называемую "Консолидация". Она допускает возможность одностороннего определение к 2010 г.. постоянных границ Израиля с включением в их периметр основных поселенческих блоков Самарии и Иудеи. То есть, вроде бы, фактический отказ от принятого международным сообществом за основу ближневосточного урегулирования плана "дорожная карта".. Правда, все необходимые в таких случаях оговорки Израилем были произнесены.

"Я сделаю все, что в моих силах, чтобы создать необходимые условия для того, чтобы переговоры состоялись, при условии, конечно, что палестинский партнер будет в состоянии выполнить базовые требования "дорожной карты" и решения "квартета", а именно: признать Израиль и его право на существование в качестве еврейского государства, разоружить террористические формирования и соблюдать все соглашения между Израилем и ПНА", – сказал Ольмерт во время своего выступления в Конгрессе.

Занятно, но двусмысленной реплики Буша и факта выступления Ольмерта в Конгрессе, где его речь 38 раз прерывалась аплодисментами, хватило рынку массовой аналитики Израиля и почему-то России для оргвыводов. Америка поддержала план одностороннего размежевания! Буш – за Ольмерта!

Собственно, президенту США и не оставалось ничего другого, кроме этакого вежливого "Вау!". По сути, план консолидации требует вывоза 50-100 тыс. израильских поселенцев из 72-х поселений с 90-95% территории Иудеи и Самарии, а также передислокации ЦАХАЛа, в основном, вдоль барьера безопасности, который строит Израиль. На все это, по подсчетам израильтян, требуется не менее $10 млрд, которые должна дать Америка.

Надо заметить, о деньгах американцы не обмолвились ни словом. Более того, у этого плана есть ряд неприятных и даже сокрушительных последствий, о чем в Вашингтоне явно помнят.

Прежде всего, это последствия внутренние. Еврейские консервативные избиратели, на которых делают ставку президент Буш и республиканцы, христиане-консерваторы, создавшее мощное лобби в поддержку Израиля, выступают против планов передачи арабам земель, принадлежащих евреям по Божьему завету, как это зафиксировано в Священном Писании. Они считают планы Ольмерта планами капитуляции и изгнания евреев с их земли. Республиканской партии не хочется портить отношения с этим группами. Израильские уступки также приведут к тому, что США будут казаться слабее, поскольку арабы сочтут Америку их инициатором, и нарушат американский принцип внешнеполитической взаимности.

Против и арабские соседи Израиля, полагая, что план только подогреет палестинский фанатизм. Король Иордании Абдулла на прошлой неделе в письме Бушу выразил опасения, что односторонние действия Израиля могут подорвать безопасность Иордании. Иорданский посол Карим Кавар заявил, что, ХАМАС сумел выиграть выборы только потому, что израильтяне ушли из Газы без переговоров. Прозападная Иордания с палестинским большинством населения просто не выживет, если у нее под боком появится очередное террористическое образование наподобие Газы. А там падающие костяшки домино могут накрыть и Саудовскую Аравию.

И действительно, то, что Ольмерт собирается предпринять в Иудее и Самарии, уже было испытано в секторе Газа. Итог для Израиля оказался кошмарным: победа ХАМАС, непрекращающиеся ракетные и минометные обстрелы собственной территории, со все увеличивающимся радиусом поражения.

Обоснованность и продуманность позиций Ольмерта хорошо иллюстрирует тот факт, что, когда он предлагал Америке за $10 млрд купить для Израиля то же самое, только в десятикратном размере, израильская армия отрабатывала захват Газы. По сообщениям агентства Ynet, 23 мая части Южного военного округа начали учения, включающие отработку наземной операции в секторе Газа. Командование не исключает, что обстановка может обостриться настолько, что потребуется ввести в сектор танковые и мотострелковые подразделения. В ближайшие два дня ЦАХАЛ будет проверять готовность различных армейских структур к подобному развитию событий.

Что оставалось Бушу сказать израильскому премьеру? Что США оплатят эту затею? Вот это уж точно было бы смелой идеей.

Окончательно точки над американским "i" расставили выступление бывшего директора ЦРУ, Джеймса Вулси в The Wall Street Journal, где он прямо высказался о несовместимости плана одностороннего ухода со здравым смыслом и с жизнью для государства Израиль, и статья Гленна Кесслера в The Washington Post. Она так и называлась: "Уход без переговоров с Западного берега может создать проблемы и для администрации Буша, и для арабских соседей".. Сказано в ней буквально следующее: "Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт победил на выборах с программой эвакуации большинства еврейских поселений с Западного берега. Но сегодня, когда он впервые посетит Белый дом с официальным визитом, сигнал президента Буша, утверждают источники, будет таким: не выполняйте предвыборные обещания слишком быстро... Но новый план, подразумевающий уход как минимум 60 тыс. человек, появился в сложный для администрации Буша момент. В результате финансового кризиса, охватившего палестинские территории после того, как страны Запада прекратили финансирование палестинской администрации, поддержка жесткой реакции в Европе стала ослабевать. Более того, многие европейские чиновники боятся, что план Ольмерта является попыткой Израиля установить постоянные границы без переговоров с палестинцами, а администрация Буша одновременно пытается заручиться поддержкой Европы в единых действиях. Высокопоставленный источник в администрации сообщил, что президенту Бушу зададут массу вопросов о плане, который называют "конвергенцией" и "размежеванием". Он перечислил десяток вероятных вопросов: останется ли израильская армия на Западном берегу после эвакуации поселенцев; сохранит ли Израиль контроль над долиной реки Иордан; консультировался ли Израиль с Иорданией, каким будет правовой статус разделительной стены, которую Израиль строит вокруг палестинских районов на Западном берегу.... Уход с Западного берега будет масштабнее, сложнее и сопряжен с трудностями. Так что не следует думать, что и на этот раз администрация придет к такому выводу, отметил он"..

То есть новому израильскому премьеру было поставлено на вид и указано, что за свои предвыборные обещания хлеба зрелищ и мира сию секунду он должен расплачиваться сам. И что границы Израиля являются предметом Большой Игры, и в ней они имеют ценность именно постольку, поскольку они не определены.

Собственно, всего сказанного нами не может не понимать и Ольмерт. Достаточно внимательно вчитаться в одну из его ключевых фраз во время выступления в Конгрессе: "Только в том случае, если палестинцы оттолкнут руку дружбы, протянутую нами, нам придется искать другие пути достижения урегулирования на Ближнем Востоке. Тогда настанет черед размежевания. Мы будем строить свое будущее так, чтобы не оказаться заложниками палестинского террора".. Этакий сложносочиненный эвфемизм слова НИКОГДА. Поскольку все в реальной ближневосточной политике понимают, что подобные методы "одностороннего" решения проблемы так же бессмысленны, как и "многосторонние", когда речь идет о войне на уничтожение.

За последние тринадцать лет арабы отвергли три кардинальные попытки решить дело миром. Осло и рукопожатие Рабина и Арафата в 1993-м кончились в 2000-м второй интифадой. Так Арафат ответил на щедрое предложение Эхуда Барака, когда побежденным во всех войнах и первой интифаде предлагалось куда больше, чем им хотят оставить сегодня, плюс часть Иерусалима в придачу. Выход израильских сил из Южного Ливана в 2000 г. лишь развязал руки "Хезболле". А уход из сектора Газа оказался поводом для новой вспышки терроризма и резни теперь уже и друг друга. Все попытки уступить и договориться привели к обратному результату.

И, тем не менее, именно поэтому они и будут продолжены. Чтоб было "как всегда". Поскольку в ситуации, когда декларируемые политические идеи не противоречат даже, а, как у душевнобольных, вытесняют истинные, искать удобнее под фонарем. Там светлее и не так страшно.

Выбор читателей