Ближневосточный лабиринт

Одной из основных тем переговоров во время предстоящего визита Путина в Израиль станет "сирийская проблема" в целом и российско-сирийское военное сотрудничество в частности




В 20-х числах апреля российский президент впервые посетит Израиль. Накопилось множество проблем, которые требуют незамедлительного решения. Главное же – необходимо развеять холодок в двусторонних российско-израильских связях, без прочности которых невозможно говорить о поступательном движении мирного процесса на Ближнем Востоке. Необходимо определиться с поставками в регион современного российского вооружения и военной техники (ВВТ). Ведь российский "Стрелец" на сирийских позициях может изрядно насолить израильским воздушным силам, а то и вовсе изменить региональный паритет в пользу одной из арабских стран.

США обвиняют

После январского визита в Москву президента Сирии Башара Асада российско-сирийские отношения приобрели характер стратегического партнерства. По просьбе Москвы Дамаск пошел на некоторые "корректировки" во внутренней и внешней политике, чтобы не выглядеть "изгоем" и "пособником терроризма" в глазах США и Западной Европы. Сирия уже вывела более половины своего 14-тысячного воинского контингента из Ливана. Возобновились секретные сирийско-израильские переговоры, которые были прерваны в 2000 году. Перестали функционировать офисы террористических (антиизраильских) организаций в Дамаске и других сирийских городах, прекратились поставки группировке "Хезболла" ракет из Ирана через столичный аэропорт. Башар Асад полностью поддержал главу палестинской администрации Махмуда Аббаса в его усилиях по достижению палестино-израильского мира. В официальной сирийской прессе несколько поутихла антиамериканская и антиизраильская риторика.

Но американцы продолжают обвинять Сирию во всех мыслимых и немыслимых грехах. Она, дескать, остается основным арабским "изгоем" (после Ирака), тормозит борьбу "за продвижение свободы и демократии в регионе", продолжает оказывать помощь международному терроризму, работает над проектами запрещенного оружия, имеет прямое отношение к убийству бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири, наконец, создает совместно с Ираном некую "воинственную коалицию" против США и Израиля. С мая прошлого года действуют экономические санкции США против Сирии. "Мы ожидаем, что сирийское правительство прекратит любую поддержку террора и откроет дверь для свободы", – постоянно повторяет Джордж Буш. По прямому указанию главы Белого дома американские спецслужбы начали прорабатывать варианты переворота в Сирии. 24 марта высокопоставленные чиновники ЦРУ, Госдепартамента и Пентагона провели встречу с представителями сирийской оппозиции во главе с Фаридом Гадари, находящимися в изгнании. По сообщениям арабской прессы, в ходе встречи обсуждались "пути подрыва нынешнего сирийского режима во главе с Башаром Асадом". Во встрече принимала участие Элизабет Чейни, помощница заместителя Госсекретаря США по ближневосточным делам, дочь вице-президента США Дика Чейни.

Ракеты не видят цели

Примечательно, что антисирийская кампания началась сразу же после того, как Дамаск и Москва объявили о начале "новой эры" в своих отношениях. До этого, к концу 1990-х годов, Москва фактически растеряла накопленный десятилетиями опыт советско-сирийского сотрудничества. Как следствие, Россия оказалась за бортом арабо-мусульманского мира, а Сирия – в политической изоляции. Больше всего от разрыва с Москвой пострадали сирийские вооруженные силы, почти на 90% оснащенные советским вооружением и военной техникой.

Настоятельные просьбы Дамаска оказать содействие хотя бы в запчастях и ремонте (на эти цели было выделено около $2 млрд) наталкивались на глухой ропот чиновников тогдашнего "Росвооружения": сначала верните долги, затем будем вести диалог о новых военных поставках. Сирии ничего не оставалось, как искать защиты у других стран. При этом на военные нужды в 1990-х уходило около $1 млрд (6% ВВП Сирии), а отдача была крайне низкой. Запчасти поставлялись далеко не первой категории. То же самое касалось и импортируемого ВВТ. Поэтому большинство самолетов не могли подняться в воздух после капитального ремонта, зенитно-ракетные комплексы переставали "видеть" цели после, казалось бы, правильно проведенных регламентных работ.

"Искандер" и военный паритет

В 2000 г. власть в Сирии перешла к 34-летнему Башару Асаду. Он сразу же направил в Москву тогдашнего министра обороны Мустафу Тласа, который в свое время защитил в Институте военной истории МО РФ докторскую диссертацию по военному искусству Георгия Жукова. Новое кремлевское руководство встречало гостя в лучших традициях советско-сирийской дружбы. Как будто и не было мрачного периода пренебрежения и застоя. Как результат – четырехлетний военный контракт на $1 миллиард. В Сирию вновь поехали российские военные советники и специалисты, на полную мощь заработала российская военно-морская база в Тартусе.

Однако на пути дальнейшей активизации российско-сирийского военного сотрудничества имелись трудности. Главный тормоз – огромные сирийские долги еще бывшему Советскому Союзу. Эту проблему и призван был решить четырехдневный визит Башара в Москву, который начался 24 января с.г.

Канун визита ознаменовался "ракетным скандалом". В израильской печати появилось сообщение, что между Москвой и Дамаском уже практически согласован контракт на поставку в Сирию оперативно-тактических ракетных комплексов СС-26 "Искандер-Э". Два миллиарда долларов на эти цели "пожертвовали" Саудовская Аравия и Иран.

Действительно, сделка была готова и завизирована лично Владимиром Путиным. Но от нее пришлось временно отказаться. Об этом настоятельно просили Израиль и США. Объяснение здесь простое: приобретение Дамаском этого оружия автоматически превращало Сирию в региональный центр силы, потеснив Египет и, отчасти, Израиль. Сирийские военные намеревались заменить "Искандером" (дальность пуска до 280 км) устаревшие ракетные комплексы "Скад" советского производства. При размещении новых систем ближе к Голанским высотам сирийские ракеты смогут достигать практически любой точки на территории Израиля. Одно из главных преимуществ этого комплекса заключается в том, что он легко преодолевает самые современные системы ПРО и ПВО противника.

"Искандер" – оружие, аналогов которого не имеется ни в одной стране мира, да и не будет по крайней мере в ближайшие 20 лет. По сути, "Искандер-Э" ("Э" – экспортный вариант) – наследник знаменитой системы ОТР-23 "Ока" (или, как ее называли на Западе, SS-26 Spider), несправедливо уничтоженной в конце 1980-х гг. в соответствии с поспешно подписанным Горбачевым Договором по ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). "Искандер-Э" – не только оружие в прямом смысле этого слова, но и оружие политическое. Конструкторы комплекса вспоминают, что создавался он, в первую очередь, для... мирного разрешения полувекового арабо-израильского кризиса. Отсюда и название: в переводе с арабского это имя Александра Македонского, великого полководца, до сих пор пользующегося огромной популярностью в странах Ближнего и Среднего Востока. Комплекс предполагалось продавать как арабским странам, так и Израилю, что создало бы региональный военный паритет и положило конец бесконечным арабо-израильским войнам.

"Стрелец" и террористы

В ходе московских переговоров было принято решение о продолжении работы совместной группы экспертов. Основная цель – окончательная доработка Комплексной долгосрочной программы военно-технического сотрудничества между РФ и САР на 2005-2010 годы. Списание с Сирии 73% долга ($9,78 млрд из $13,4 млрд) дало возможность заметно активизировать военные проекты.

В последних числах февраля Москва и Дамаск достигли договоренности о поставках в Сирию зенитно-ракетной системы малой дальности "Стрелец". Что касается "Искандеров", то, по словам представителя МО РФ, сегодня продать их Россия не может. В первую очередь необходимо выполнить заказ российских военных, а это 27 пусковых установок и 100 ракет. Только после выполнения этого заказа можно будет говорить об экспорте "Искандеров" в Сирию. Со "Стрельцом" проще. Его основа – переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) "Игла", но при этом пусковая установка жестко монтируется на автомобильном или гусеничном шасси. А раз в отдельности использовать ракеты невозможно, значит, элемент скрытности, необходимый террористам, будет исключен. Даже если где-то будет отдельно приобретен пусковой механизм, то изделие не сработает, оно автоматически выйдет из строя.

Российская сторона уведомила Ариэля Шарона о продаже Сирии зенитного комплекса – довольно редкий жест в военной дипломатии. И хотя израильский премьер оказался недоволен решением Москвы, тем не менее, он высказался за поддержание постоянных контактов с Кремлем, чтобы вооружение не попало в руки радикальных исламских группировок в Ливане. Однако, по сообщениям израильских СМИ, в Тель-Авиве не столько обеспокоены ливано-палестинскими радикалами, сколько собственными проблемами безопасности – отныне израильская авиация не сможет так беспечно вторгаться в воздушное пространство Сирии и Ливана.

В контракте с Сирией предусматривается право интрузивных проверок, то есть проверок без права отказа тех позиций, где будут размещены "Стрельцы". Комплекс "не может быть использован, чтобы напасть на израильтян, его радиус действия 4-5 км", говорит министр обороны РФ Сергей Иванов.

Бульдог превращается в голубя

22 марта Ариэль Шарон в интервью российским журналистам сказал, что Израиль все еще обеспокоен продажей зенитных управляемых реактивных снарядов Сирии. Поэтому он направил представителей разведки в Москву и ряд других столиц, где они должны представить руководителям органов безопасности дружественных государств "отчет об оценке Израилем террористической деятельности" в ближневосточном регионе, о возможности приобретения арабскими экстремистами современного зенитного оружия. Одновременно правительственный источник в Иерусалиме заявил, что предстоящий визит Путина призван продемонстрировать, что российско-израильские отношения не пострадали в связи с проблемами вокруг запланированной Россией продажи в Сирию оружия, в том числе и комплекса "Стрелец".

"Россия – великая страна, и с этим необходимо считаться. У нее есть трудности, но они скоро решатся", – сказал Ариэль Шарон в конце прошлого месяца в ходе беседы с американскими журналистами и добавил, что хотел бы в четвертый раз, приехать в Россию, чтобы наконец посетить Биробиджан и свою "родную деревеньку в 35 км от Могилева". "Понимаю Россию так, как никто другой, – утверждает израильский премьер. – Россия, несмотря на имеющиеся у нее проблемы, является сверхдержавой, которая никогда не откажется от желания вернуть себе влияние на Ближнем Востоке".

Если 27-28 апреля в Израиле Путин предстанет в позитивном облике, "поощряя демократию, мир и торговлю во всем регионе", пишет американская New York Post, то тогда проблема сирийских ракет автоматически отойдет на задний план. "Россия, эта старая медведица, оптимистично настроена в отношении Израиля и хитрого "бульдога", который нашел в лице Москвы настоящего партнера в борьбе с терроризмом. Таким образом, заключает газета, в ближайшее время арабский Восток встретится с новыми реалиями, где ранее разобщенные силы будут действовать в одном слаженном тандеме.

По крайней мере, Ариэль Шарон полон оптимизма и верит в реализацию задуманного – решить при помощи России, США и Сирии ближневосточную проблему, наладить более теплые и доверительные отношения с палестинским лидером Махмудом Аббасом. "Раньше у меня была репутация агрессора-воина. Я принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Теперь я голубь-миротворец. Я понимаю важность мира больше, чем какой-либо другой политик", – поясняет израильский премьер.

В конце марта в Израиль прибыла группа российских дипломатов, которая занялась согласованием деталей программы визита Владимира Путина в эту страну. Как стало известно из информированных источников, одной из основных тем предстоящих переговоров между российским президентом и израильским премьером станет "сирийская проблема" в целом и российско-сирийское военное сотрудничество в частности.

Выбор читателей