Красивая жизнь в складочку

Стильные прически и элегантные костюмы, кружевные перчатки и крохотные сумочки давали женщине единственный шанс забыть о тех ужасных днях, когда она, немытая и перепачканная в грязи, ползла по траншее


Фото: museum.ru



Отставшим от жизни поклонницам скромной элегантной одежды, искренне считающим, что маленькое черное платья является высшим достижением женского гардероба, следует немедленно отправиться в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Здесь открылась большая ретроспективная выставка костюмов известного итальянского модельера второй половины прошлого столетия Роберто Капуччи, которая приехала в Москву в рамках программы Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес".

Роберто Капуччи – один из самых талантливых и успешных модельеров послевоенной эпохи. Во времена, когда Европу заполонили искалеченные войной люди, а продукты выдавали по карточкам, особенно остро не хватало "красивой жизни". Стильные прически и элегантные костюмы, кружевные перчатки и крохотные сумочки давали женщине единственный шанс забыть о тех ужасных днях, когда она, немытая и перепачканная в грязи, ползла по траншее, прижимая к груди тяжелую санитарную сумку. В этот исторический в истории мировой моды момент скромный выпускник Академии изящных искусств Роберто Капуччи предложил женщинам окунуться в фантастический мир своих моделей. Уже в начале 50-х художник оставил далеко позади французских конкурентов, а после презентации в конце 50-х знаменитого вечернего платья "Десять юбок" и геометрической серии "Шкатулка" покорил весь мир. Не удивительно, что костюмами от Капуччи пользовались многие сильные мира сего, в том числе самая элегантная женщина планеты – Жаклин Кеннеди. Впрочем, далеко не все изделия модельера можно в действительности использовать как одежду. Многоцветные гофрированные сладки, высокие воротники, пышные рукава и – в любом случае! – кричаще-ядовитая гамма костюма значительно осложняет жизнь обладательнице всего этого великолепия.

Экспериментируя с новейшими материалами, соединяя парчу с прозрачным пластиком, разбивая лаконичную черно-белую гамму неожиданными цветовыми контрастами, художник превращает свои модели из предмета одежды в законченный арт-объект. Не случайно некоторые критики называют его костюмы "архитектурой для тела". Произведения Капуччи легко могут отправиться с подиума прямиком в музейные залы. Впрочем, в последние годы модельер оставил утопическую затею приспособить свои костюмы для человеческой жизни, больше работая для театра или по заказам музеев и коллекционеров. А изготовив серию платьев-скульптур для венецианской Биеннале 1995 года, Капуччи окончательно перешел призрачную границу, некогда разделявшую художника и модельера.

Гигантская ретроспективная выставка "Костюмы. Современники" в залах ГМИИ отражает все этапы творчества итальянского маэстро. Собственно, изначально предполагалось, что в музей поедет лишь часть костюмов, в то время как остальные будут показаны в кулуарах одного из крупнейших в столице торговых центров. Но в последний момент представители торговой точки отказались от затеи, вероятно сочтя, что экстравагантные произведения Капуччи станут слишком серьезным испытанием для местной клиентуры.

Музейные кураторы, наоборот, с радостью забрали все манекены, которые в течение нескольких недель будут не только экспонироваться в одном из залов, но и неожиданно выскакивать на вас из-за лестничных поворотов, выглядывать из-за колонн, суетиться вокруг мраморного Давида и даже толпиться возле кабинета директора.

"Я хочу, чтобы российские зрители увидели меня таким, каким я являюсь сегодня: романтическим сюрреалистом, художником ткани, скульптором по самой подвижной и хрупкой материи – шелку, которая впитывает свет и отражает его сотнями образов", – сказал Роберто Капуччи, специально приехавший в Москву на открытие выставки.

Выбор читателей