Россия и ВТО: И хочется, и колется

По мнению ряда экспертов, Россия имеет все шансы стать первой страной, которой удастся вступить в ВТО, сохранив значительные ограничения на допуск международного банковского капитала на свои финансовые рынки




За последние годы вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию превратился в настоящую "больную мозоль" Кремля. Переговоры по этой проблеме продвигаются намного медленнее, чем этого хотелось бы российским чиновникам, и для всех давно очевидно, что страны Запада и прежде всего США сознательно тормозят процесс, называя все новые "непреодолимые" препятствия на пути нашей страны в ВТО всякий раз, когда их что-то не устраивает во внешней или внутренней политике Москвы.

Одним из камней преткновения на переговорах является действующий в России запрет на деятельность прямых филиалов иностранных банков. Если по другим пунктам российская сторона, как правило, высказывает готовность к компромиссу, то уступать в этом вопросе Кремль до сих пор категорически не желал. И вот теперь у России появилась надежда стать первой страной, которой удастся попасть в ВТО, сохранив значительные ограничения на допуск международного банковского капитала на свои финансовые рынки. Так по крайней мере считают первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов и начальник отдела департамента торговых переговоров МЭРТ Екатерина Майорова, выступившие на "круглом столе" на тему "Вступление в ВТО: последствия для российского рынка финансовых услуг".

Как подчеркнул Козлов, Россия ни при каких условиях "не должна отказываться от национальной валюты и национальной банковской индустрии". "Подстраиваться под чужие "хотелки" нам бы не хотелось", – сказал первый зампред ЦБ РФ. Согласно данным, озвученным на "круглом столе", в данный момент соотношение долга российских коммерческих предприятий российскому банковскому сектору и иностранным инвесторам находится на уровне 47% к 53%, однако в течение ближайших лет оно может выровняться до уровня 50 на 50. "Это говорит о том, что спрос российской экономики на кредитование в два раза превышает возможности российской банковской системы", – заметил представитель Центробанка.

При этом, на взгляд Козлова, трансграничный рынок по оказанию банковских услуг в России сейчас открыт почти полностью. "Открывая рынок трансграничных услуг, Россия сделала широкий жест в сторону контрагентов по переговорам по присоединению к ВТО", – подчеркнул он. По словам Козлова, объем доходов, полученных банками от российской экономики, в 2005 г. составил 400-440 млрд руб., из них 260 млрд руб. получила российская банковская система, остальная сумма пришлась на иностранных инвесторов.

По мнению зампреда, если Россия допустит прямые филиалы иностранных банков на финансовый рынок, то большая часть прибыли, полученной российской банковской системой, перейдет к иностранным филиалам, вследствие чего начнет "вымирать" сегмент малого и среднего банковского рынка.

По мнению другого участника заседания, Екатерины Майоровой, американская сторона пошла на определенные уступки в ходе переговоров: если раньше они требовали немедленного и безусловного допуска на рынок финансовых услуг, то сейчас согласны на некоторые комбинации ограничений и установление переходного периода.

Напомним, что российская сторона настаивает на установлении 50-процентной квоты для иностранного капитала в совокупном уставном капитале российских банков и страховых компаний. Кроме того, Россия настаивает на запрете прямых филиалов иностранных банков в России и требует установления переходного периода для допуска иностранного капитала в сферу страхования жизни.

Выбор читателей