Иран на ВТО Россия не меняет

Глава российского МИД Сергей Лавров исключил возможность изменения позиции нашей страны относительно Ирана в обмен на согласие Соединенных Штатов на вступление России во Всемирную торговую организацию


ФОТО: AP



Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров исключил возможность изменения позиции нашей страны относительно Ирана в обмен на согласие Соединенных Штатов на вступление России во Всемирную торговую организацию.

Как заявил С.Лавров в интервью, данном им изданию "Время новостей", разменивать то, что нам должно принадлежать по праву – членство в ВТО – мы ни на что не собираемся. "ВТО - это, говоря современным языком, "чисто конкретный должок" американцев", - заявил министр. Впрочем, как и пресловутая поправка Джексона-Вэника. Напомним, что Россия уже который год добивается отмены этой поправки, ограничивающей торговые связи между Москвой и Вашингтоном. Эта замшелая поправка, введенная США в 1974 г., предусмотрена для стран с нерыночной экономикой, где нарушаются права на эмиграцию.

Как заявил Сергей Лавров, ситуация становится просто неприличной, когда эта поправка продолжает действовать в новых исторических условиях, когда сами причины ведения этих ограничений давным-давно устранены. Глава МИД РФ отметил, что для Украины эти препоны были убраны практически мгновенно. "Трудно, конечно, избавиться от мысли, что это связано с предстоящими на Украине выборами", - отметил министр.

Как считает С.Лавров, по вопросу вступления в ВТО от России почему-то требуют куда больше, чем от других. "...Каждый раз американцы настаивают на вещах, которые, казалось, мы уже принципиально урегулировали. О том же открытии прямых филиалов иностранных банков в России. Американских банкиров, кстати, все предлагаемые нами условия уже давно устраивают, о чем нам говорили, в частности, руководители Ситибанка и других ведущих банковских корпораций США, - сообщил министр и добавил. - Это настораживает, и я об этом сказал Джорджу Бушу. И он при мне дал поручение, чтобы с этой ситуацией разобрались, и каждые десть дней информировали его, как обстоят дела".

Но вернемся к Ирану и российскому подходу к этой наболевшей проблеме. "Мы не согласны с теми, кто, как нам кажется, в своих действиях пытается использовать ситуацию вокруг Ирана для того, чтоб решить какие-то политические задачи в своих отношениях с режимом, который в Тегеране сейчас находится", - заявил С.Лавров. По словам министра, "в МАГАТЭ есть досье, есть накопленные знания, есть понимание того, что остается прояснить в дальнейшем". "Эти вопросы предельно конкретны, они доведены до сведения Ирана. Иран не отказывается работать над этими вопросами", - продолжил он.

Что же касается России, то у нее есть и свои претензии к Ирану. "Иран, к сожалению, сделал ряд резких шагов, в частности, вышел из добровольного выполнения процедур, предусмотренных дополнительным протоколом соглашения о гарантиях МАГАТЭ, - заявил С.Лавров. - Юридически он ничего не нарушил, потому что договор был подписан Ираном, но не ратифицирован, однако в политическом плане мы считаем этот шаг ошибочным".

Кроме того, министр еще раз подчеркнул, что у России, как и у всего мирового сообщества, нет уверенности как в наличии у Тегерана ядерной военной программы, так и в ее отсутствии: "Компоненты, которые в этой ядерной программе сейчас обнаружены, имеют непосредственно значение для создания полного топливного ядерного цикла. Это и обогащение урана, и реакторы на тяжелой воде, это и плутониевые технологии. Все это не противозаконно. И все это может быть использоваться для производства топлива для атомных электростанций. Но все это вместе также позволяет нарабатывать уран для боеголовок".

По словам С.Лаврова, в докладе, представленном на заседании совета управляющих МАГАТЭ, ясно сказано, что эта организация не может представить доказательств ядерной военной программы Ирана. Но не может она гарантированно утверждать, что такая программа отсутствует вообще. Поэтому мы и настаиваем на том, что МАГАТЭ должно профессионально продолжать работать. Но иногда наши западные партнеры предлагают действовать по такой логике: раз вот ясности нет, то давайте поскорей усилим нажим и введем санкции", - отметил глава МИД РФ.

Что же касается так называемого "размена Ирана на ВТО", то тут позиция МИД РФ предельно ясна: размен может иметь место, когда есть объективные обоюдные интересы. И может происходить лишь тогда, когда он не противоречат интересам страны. Эскалация ситуации вокруг Ирана, по словам С.Лаврова, противоречит российским интересам самым непосредственным образом, поэтому такого размена попросту не будет.

Тем временем, послупило заявление от Ирана. Официальный представитель МИД этой страны Хамид Реза Асефи сообщил, что "предложение России больше не стоит в повестке дня". Дипломат сослался на "изменившиеся обстоятельства", под которыми следует понимать то, что МАГАТЭ решил проинформировать Совет безопасности ООН по поводу так называемого ядерного досье. Хамид Реза Асефи назвал этот шаг "политическим и неприемлемым". Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин заявил в ответ, что Москва изучит иранское заявление, после чего "будет внесена корректировка по данному вопросу".

Выбор читателей