Москва не приютит мятежный атом Тегерана

Российский хлебосольный атом стал вдруг неприступен для Тегерана. Идея совместного предприятия вот-вот канет в небытие, если только Иран не согласится принять требования МАГАТЭ и ратифицировать ДНЯО


ФОТО: AP



Российские атомщики не будут работать с Ираном-хулиганом. У Тегерана есть шанс исправиться, наладить отношения с МАГАТЭ, вернуться к ДНЯО, показать себя пай-мальчиком перед ООН, в общем, чуть сбавить обороты протеста. Это непросто. Но – "других путей" уже не осталось.

"Под требованиями МАГАТЭ понимаются возвращение Ирана в мораторий на исследования в области обогащений урана и ратификация дополнительного протокола к ДНЯО", - твердо заявляет представитель российской делегации переговорщиков.

Диалог с Ираном не принес спокойствия ни Евросоюзу, ни США, хоть утомительные переговоры в Москве и Тегеране, казалось, должны были закончиться каким-нибудь замечательным компромиссом.

По словам представителя российской стороны, иранские коллеги не раз намекали на то, что, мол, неплохо бы пригласить их "мирный атом" в гости, а там все само собой наладится и бомбовые страхи отпадут, американские ракетчики спокойно уберут палец с кнопки "пуск" и вновь нацелят свои боеголовки куда следует, но только не на Иран. Москва же аккуратно обходила все эти недомолвки и склоняла беседу к санкциям и международным договорам, к досаде Тегерана. Осада, осада, нескончаемая дипломатическая осада.

"Россия всегда брала тайм-аут до урегулирования всего пакета вопросов в МАГАТЭ", - подтвердил один из делегатов в интервью РИА "Новости".

Идею о создании совместного предприятия Иран сначала пропустил мимо ушей, не разглядел ее значения в ворохе угроз, укоров и упреков, которыми засыпали страну все, кому не лень, и по привычке назвал "неприемлемой". Иранский МИД часто называет заявления политиков "неприемлемыми". Однако позже выяснилось, что это предложение – фактически единственный мирный выход для "мирной" энергетики Ирана, попавшей в ловушку санкций. И вдруг - хлебосольный атом Москвы оказался неприступен.

"Поскольку Ирану не удалось договориться с МАГАТЭ, то Россия считает создание СП невозможным", - холодно заметил собеседник РИА. "СП" значит "совместное предприятие".

Между тем, Турция решила броситься на амбразуру и продемонстрировать таким образом тотальное гостеприимство: Тегеран, сколь бы ни был ты ненавистен остальному миру, welcome! Теперь Турция предлагает Исламской Республике создать СП по обогащению урана. Атомщики щурят глаз, скептически качают головой – "для экспертов, профессионально занимающихся этой тематикой, очевиден абсурд данного предложения", - считает представитель российской стороны. У Турции нет достаточного опыта в этой области, турецкие энергетики еще сами толком не разобрались в технологии ядерно-топливного цикла, и симбиоз с Ираном просто не потянут. А потом, "гипотетическая поставка в эту страну технологий по обогащению урана от партнеров по НАТО будет прямым нарушением режима нераспространения ядерного оружия, что в существующей ситуации абсолютно неприемлемо. Поэтому нет никаких оснований обсуждать это предложение всерьез", - заключил чиновник. Иран до поры безмолвствует.

Выбор читателей