Иран использует Россию в своих интересах

Стремление России стать связующим звеном между странами Запада и мусульманским миром грозит обернуться для Москвы серьезным конфузом. Иран еще раз дал понять, что не собирается идти на компромиссы с Западом


ФОТО: AP



Стремление России стать связующим звеном между странами Запада и мусульманским миром грозит обернуться для Москвы серьезным конфузом. Иран в очередной раз дал понять, что не собирается идти ни на какие компромиссы по вопросу о своей ядерной программе. Вчера по инициативе иранской стороны на неопределенный срок были отложены переговоры, на которых Москва собиралась продвигать свой план по обогащению ядерного топлива для иранских нужд на российской территории.

Сначала, как известно, власти ИРИ заявили, что не располагают официальным предложением, исходящим от России. Затем последовали противоречивые сообщения, согласно которым Тегеран то собирался принять участие в обсуждении этого плана, то высказывался в том смысле, что российские предложения – это еще одна уловка, с помощью которой осуществляется шантаж мусульманского мира, которому отказывают в его праве на овладение современными технологиями. С одной стороны, Тегеран вроде бы не отказывался от переговоров с Москвой, а с другой – проводить их не собирался, выдвигая все новые условия и прибегая к довольно оскорбительным эскападам в адрес страны, которая в течение многих лет снабжает Иран технологиями в сфере атомной энергетики, продает ему оружие и выступает буфером в отношениях между ним и западными странами.

Похоже, что Иран окончательно решил отказаться от идеи мирного сосуществования с Западом. Все последние действия руководства страны свидетельствуют о том, что оно избрало курс на усугубление конфронтации. Иран уверен, что мировое сообщество не посмеет ввести против него экономические санкции, поскольку развитые страны понесут большие потери, в частности, из-за неизбежного роста цен на нефть. Более того, позиционируя себя как лидера мусульманского мира, Иран заинтересован в том, чтобы все лавры его победоносной борьбы с Западом доставались только ему, а не каким-то третьим странам, не участвующим в ясном и открытом противостоянии. Это означает, что отпала надобность в посреднике, который мог бы оказать ИРИ поддержку на международной арене. Теперь Иран предпочитает разговаривать с Россией языком ультиматумов, предостерегая от "недружественных" шагов и угрожая расторжением многомиллионных контрактов. В связи с этим, приветствуя приглашение в Москву лидеров ХАМАС, Иран недвусмысленно дал понять, что это движение не откажется от курса на уничтожение государства Израиль и не будет прекращать теракты, направленные против "оккупантов". Более того, Иран пообещал, что окажет новому руководству ПНА помощь в размере $1 млрд в год, что решит финансовые проблемы автономии в случае, если Запад прекратит выделять средства, обещанные предыдущим палестинским властям. Таким образом, переговоры России с лидерами ХАМАС обречены на провал. В создавшейся ситуации Россия вновь предстает орудием в руках Ирана, который управляет сложившейся ситуацией и использует Москву для легитимизации своих союзников по борьбе за исламские ценности. Взамен России не достанется ничего, поскольку ХАМАС будет ориентироваться на Тегеран, а не на Москву, которой, в сущности, нечего предложить исламскому миру, кроме посреднических услуг.

Тем временем Иран заявил о возобновлении обогащения урана в промышленных масштабах, что существенно увеличивает вероятность введения санкций Советом Безопасности ООН. Россия будет в очередной раз поставлена перед дилеммой – заблокировать введение санкций, применив право вето, или согласиться на их введение. В первом случае она получит не только эфемерные дивиденды в виде заверений мусульманских стран в том, что Россия является их надежным другом, но и выгодные предложения по сотрудничеству. Кроме того, сохранятся контракты с Ираном, которые превышают $1 миллиард. Зато страны Западной Европы и США в очередной раз обвинят Россию в поддержке стран-изгоев и противодействии мировому сообществу в его стремлении обезопасить мир от угрозы ядерного уничтожения и в очередной раз зададут вопрос – "с кем вы, мистер Путин?". Если же Россия не будет возражать против введения санкций, Запад выразят свое удовлетворение взвешенной политикой Москвы, но никаких материальных выгод Россия в этой ситуации, вероятно, не получит. Ну а мусульманские страны будут искренне возмущены ее "предательством".

Иными словами, Россия в любом случае окажется в проигрыше. Попытка быть "своим" для каждой из противоборствующих сторон обречена на неудачу. Пора бы уже выработать собственные приоритеты, которым и надлежит следовать в международной политике.

Выбор читателей