Иран побеждает на всех фронтах

Пристальное отношение к иранской ядерной программе усугубляется тем обстоятельством, что ИРИ позиционирует себя как лидера мусульманского мира, который противостоит угнетающей его западной цивилизации




Последние события вокруг ядерной программы Ирана в очередной раз подтверждают, что мировая политическая система нуждается в серьезном реформировании. С одной стороны, мировое сообщество демонстрирует решимость воспрепятствовать Ирану в удовлетворении его ядерных амбиций, которые, с большой долей вероятности, распространяются на овладение атомным оружием; ну, а с другой – выясняется, что инструмента, посредством которого можно было бы остановить Иран, попросту не существует.

Здесь необходимо напомнить, что мир довольно быстро смирился с появлением ядерного оружия у Пакистана и Индии, что произошло в 1997 году. Тогда ни у Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которое выступает в качестве "мирового жандарма", призванного пресекать в зародыше попытки распространения ядерного оружия, ни у ООН не хватило решимости вмешаться в сложившуюся ситуацию. Ну а если Индия или Пакистан получили свою ядерную бомбу в обход всех правил и резолюций, то почему бы и Ирану не повторить их успех? Постоянно декларируя мирный характер своей ядерной программы, ИРИ, тем не менее, настаивает на том, чтобы контролировать весь цикл обогащения урана. Отказ от любых компромиссных предложений, в частности от предложения России осуществлять обогащение урана на российской территории, убедил экспертное сообщество в том, что целью Ирана является создание ядерного оружия. Россия предлагала и продолжает предлагать создание глобальной инфраструктуры, которая позволила бы обеспечить "равный недискриминационный доступ всех заинтересованных стран к атомной энергии при надежном соблюдении требований режима нераспространения". Ирану такой алгоритм показался очередной попыткой давления, что и было продемонстрировано его ответом на российскую инициативу: "Вы предлагаете нам, чтобы обогащение урана велось за рубежом, словно думаете, что имеете дело со средневековой страной; если мы согласимся, что мы будем делать, если однажды вы не поставите нам ядерное топливо? Народ Ирана не поддастся на ваш обман". Россию, разумеется, такая реакция возмутила.

Между тем 4 февраля Совет МАГАТЭ решил передать "ядерное досье" Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Россия проголосовала за это решение, которое полностью соответствует уставу МАГАТЭ, являющейся межправительственной организацией в структуре ООН. Агентство, созданное в 1957 г., призвано осуществлять распространение радиационных технологий при одновременном контроле за тем, чтобы разработки в этой сфере не смогли привести к созданию ядерного оружия. Таким образом, МАГАТЭ устанавливает базовые стандарты, а также нормы и правила для всех операций, которые осуществляются страной-членом МАГАТЭ в области ядерной энергетики. При этом сотрудники организации проводят инспекции на местах, где осуществляют прямое наблюдение за соблюдением соответствующих инструкций, а также проверяют соответствующую документацию. Существующая система контроля не является идеальной. Более того, по сообщению британской Daily Telegraph, Иран "сформировал сверхсекретную команду ядерных специалистов для внедрения их в структуры МАГАТЭ" с тем, чтобы распространять выгодную Тегерану информацию, заблаговременно узнавать о планах инспекционных поездок и иметь возможность "скрыть щекотливые моменты своих ядерных разработок от внешнего мира".

Пристальное отношение к иранской ядерной программе усугубляется тем обстоятельством, что ИРИ позиционирует себя как лидера мусульманского мира, который противостоит угнетающей его западной цивилизации. Махмуд Ахмадинеджад не раз выступал с воинствующей антизападной риторикой и выражал уверенность в том, что форпост Запада на Ближнем Востоке, каковым является государство Израиль, будет стерт с лица земли. В соответствии со своим имиджем борца за исламские ценности Иран безоговорочно поддерживает террористические организации, деятельность которых отвечает, по его мнению, главной стратегической задаче – противоборствовать "крестоносцам", пытающимся нести завоевания западной цивилизации в исламский мир, который должен жить по законам Аллаха. Таким образом, западные страны объявляют Иран врагом всего цивилизованного мира №1 и имеют достаточные основания полагать, что если он получит доступ к ядерному оружию, ничто не помешает ему при случае пустить его в ход. Тем более что это можно будет осуществить с помощью подконтрольных террористических группировок, которые останется только снабдить ядерными боеголовками.

Между тем Иран заявляет, что напечатанные в датской газете карикатуры на пророка Мухаммеда и резолюция МАГАТЭ по Ирану являются звеньями одной цепи. Ахмадинеджад объявил о разрыве экономических отношений со странами, которые перепечатали упомянутые карикатуры (Дания, Норвегия, Германия, Франция, Испания, Италия и Нидерланды), и высказал возмущение оскорблениями со стороны "сионистов, которые заседают в правительствах этих стран". Президент Ирана добавил, что невозможно вынести "ненависть к исламу и мусульманам", которая проявляется в действиях европейцев. Отсюда несложно перекинуть мостик к высказываниям официального представителя МИД Ирана, который заявил, что "европейцы не обладают достаточно большим дипломатическим потенциалом для решения ядерной проблемы Ирана".

Итак, иранское "ядерное досье" передано в СБ ООН. Что из этого следует, какие существуют варианты конечной резолюции по иранскому вопросу? Это или введение торговых санкций, в том числе эмбарго на иранскую нефть, или объявление Ирана вне закона и принятие решения о применении военной силы. На последнюю, крайнюю меру Россия определенно не пойдет, какое бы сильное давление ни оказывали на нее США, да и другие члены Совбеза вряд ли согласятся с развязыванием войны. Так что этот вариант в ближайшей перспективе рассматривать не стоит. Вооруженное нападение на свою страну считают маловероятным и иранские официальные лица. Так, посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани говорит: "Америка один раз сделала эту ошибку – напала на Ирак, не получив согласия на это других стран, а теперь застряла там в грязи и не может вылезти из нее, так как эта грязь очень липкая".

Политические лидеры большинства стран сходятся в том, что необходимо попытаться решить проблему дипломатическим путем и призывают Тегеран вернуться за стол переговоров, делая при этом весьма жесткие замечания. Джордж Буш сообщил, что передача "иранского досье" в СБ ООН "не является концом дипломатии", Кондолиза Райс заявила, что "мир не будет оставаться наблюдателем, если Иран продолжит идти по пути, ведущему к ядерному потенциалу", канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула важность "выступления общим фронтом" и пообещала не прекращать дипломатических усилий по разрешению кризиса; примерно в том же духе высказались глава МИД Великобритании Джек Стро и представитель Евросоюза по общей политике и политике безопасности Хавьер Солана. Но что бы ни заявляли лидеры западных стран, они прекрасно понимают: Иран не собирается вступать с ними в переговоры, он вышел из переговорного процесса именно потому, что не желает идти ни на какие уступки.

Россия по-прежнему выступает буфером между Ираном и странами западной коалиции. Разумеется, ей не нужна непредсказуемая ядерная держава у самых границ. Однако введение санкций против Ирана сильно ударит по российским интересам, поскольку строительство АЭС, сотрудничество в области ядерной энергетики и продажа военной техники Ирану станут в одночасье невозможными. В сложившейся обстановке Россия пытается сгладить углы и выступает с примирительными речами. Так, министр обороны Сергей Иванов на проходящей в Мюнхене конференции по безопасности заявил: "Мы всегда говорили, что мы против того, чтобы какая-либо страна в мире разрабатывала ядерное оружие; мы и сейчас придерживаемся этой точки зрения". Однако, говоря о возможности введения санкций в отношении Тегерана, С.Иванов выразил сомнения в том, что подобные меры окажутся эффективными. Ну, а пока Россия пытается уговорить Тегеран вернуться к обсуждению предложения о проведении работ по обогащению ядерного топлива на российской территории. Иран вроде бы отвечает согласием, но, с другой стороны, объявляет о полном прекращении сотрудничества с МАГАТЭ. Ахмадинеджад, выступая в эфире национального телевидения, заявил, что "любое сотрудничество в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, в том числе добровольное соблюдение дополнительного протокола к нему, с воскресенья должно быть прекращено".

Иранские официальные лица заявляют, что Исламская Республика "не боится никаких решений Совбеза". Совет Безопасности и в самом деле не в состоянии предложить сколько-нибудь разумный путь для решения проблемы, тем более что, по словам вице-президента ИРИ Голямреза Агазаде, "Россия и Китай не принимают идею введения ограничений и санкций в отношении Ирана, а всего лишь проголосовали за информирование Совета Безопасности ООН по иранской ядерной проблеме". Ему вторит представитель Ирана в МАГАТЭ Джавад Ваеди, который утверждает, что решение МАГАТЭ отражает мнение только западных стран, негативно относящихся к Ирану: "Более 100 государств мира поддерживают ядерную программу Ирана... поэтому голоса 27 членов МАГАТЭ не могут быть рассмотрены как выражение мнения международного сообщества". Похоже, ИРИ не опасается введения экономических санкций. Ну а если они будут введены, Иран получит дополнительные претензии на лидерство в исламском мире, тогда как угроза, исходящая от него, ничуть не уменьшится.

Итак, рычагов для воздействия на Исламскую Республику у мирового сообщества нет. Между тем очевидно, что создание атомного оружия в Иране – дело ближайших нескольких лет. Научный потенциал страны достаточно велик, средств от продажи нефти при существующей конъюнктуре должно хватить надолго, последовательность политики Ирана также не вызывает сомнений. Это означает, что рано или поздно миру придется столкнуться с новой реальностью, в которой гипотетическая угроза ядерной войны может стать вполне осязаемой. И что с этим делать, не знает никто.

Выбор читателей