Дрессировка по-восточному: птичку жалко

Дрессура – дело серьезное, требует длительного времени и известных усилий. Иран старается, и с Россией, и с ЕС у него получается. Вот с США ему трудно – ну что ж, не все страны поддаются усилиям дрессировщика


ФОТО: AP



Главный инструмент дрессировщика птиц – кликер. Вы держите в руке устройство размером с зажигалку, на поверхности которой имеется кнопка, нажимаете на нее – и устройство "кликает", то есть издает щелчок. Ну а дальше – дело техники. За щелчком следует поощрение: небольшое лакомство или, к примеру, ласковое почесывание. А там, глядишь, ваша птичка сообразит, как вам угодить, чтобы заслужить угощение. Вы щелкаете, а она садится вам на плечо, еще раз – перелетает на другое, возвращается в клетку или дергает за шнурок. Ну а если последовательность действий дрессируемой особи отличается от заданной вами, вы ее наказываете и, уж конечно, лишаете угощения и ласки.

Иранская дипломатия в вопросе о ядерных амбициях своей страны действует точно по этому сценарию. Сперва осуществляется клик – делается заявление о том, что Иран собирается заняться обогащением урана на своей территории. Мировое сообщество реагирует вполне предсказуемым образом – заявляет в ответ, что Ирану необходимо отказаться от этого плана, поскольку обогащение урана открывает путь к созданию ядерного оружия. Вот тут-то и начинается процесс дрессировки – каждый очередной клик делается с определенной целью, одно заявление призвано поощрить оппонентов, другое – наказать. Причем сигналы, посылаемые США, "евротройке" (Великобритания, Франция, Германия) и России, имели различную тональность и были устроены так, чтобы эти страны не смогли выработать общую позицию – в заявлениях иранских официальных лиц все время подчеркивалось, что США прибегает к давлению на Европу и Россию, чтобы добиться "унижения" мусульманского мира, что Россия, в противовес Западу, является дружественным государством, с которым иранский режим готов иметь дело, и т.д. Не обошлось и без прямого подкупа. Например, Россия выдвинула предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана для иранских нужд на своей территории. Иран согласился обсуждать эту идею, одновременно сообщив, что рассчитывает на помощь России в том, чтобы его ядерное досье не передавалось в СБ ООН, и тут же недвусмысленно дал понять, что России достанутся контракты на строительство новых АЭС, на разработку газовых месторождений, на поставку вооружений... Россия, однако, не вполне оправдала возлагаемые на нее надежды, согласившись, чтобы в Совбезе оказался доклад главы МАГАТЭ. Европейские страны и Россия утверждают, что "ознакомление" с выводами, сделанными МАГАТЭ, вовсе не означают передачи иранского ядерного досье на рассмотрение СБ ООН, однако американцы уже заявили, что иначе смотрят на этот вопрос и готовы поднять вопрос о санкциях в отношении Ирана.

Как бы то ни было, Иран ответил на эти "недружественные" действия рядом агрессивных заявлений, среди которых был и клик, обращенный в сторону России – дескать, Иран выходит из переговоров по созданию совместного предприятия. Сергей Лавров посетовал, что "Иран абсолютно не помогает тем, кто хочет найти мирные способы решения этой проблемы". Похоже, глава МИД РФ не вполне осознает, в чьих руках находится кликер. Ведь не думает же он, что ведущую роль на этой переговорной площадке играет российская дипломатия? Впрочем, что бы ни думал Лавров, а его заявления вполне устраивают Тегеран. Так, глава российского МИД сообщил, что "эскалация ситуации вокруг Ирана" противоречит интересам России, поскольку силовые акции в соседнем с нашей страной регионе "недопустимы". Он высказался за то, чтобы вопрос о ядерной программе Ирана не передавался в Совбез, у которого "нет стратегии действий в отношении Ирана за пределами МАГАТЭ". Таким образом, Лавров признал, что в СБ нет согласованной позиции и намекнул, что в случае голосования по вопросу мер в отношении Ирана, Россия не допустит введения санкций. Он также подчеркнул, что исключает возможность изменения позиции по Ирану в обмен на согласие американцев на вступление России в ВТО. Ну а заместитель генерального директора МАГАТЭ Юрий Соколов прямо заявил, что "любой путь переговоров с Ираном по ядерной проблеме лучше, чем конфронтация". Что ж, такая реакция России, с точки зрения Ирана, вполне заслуживает поощрения. Тегеран дезавуировал заявление о том, что отказывается от совместного предприятия с Россией. Более того, вчера появились неофициальные сообщения, что переговоры по этому вопросу уже возобновлены. В то же время представитель Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Хоссейн Энтезами сообщил, что "план России необходимо рассматривать с учетом последних изменений вокруг иранского ядерного досье", то есть отношение России к введению возможных санкций иранской стороной было учтено и одобрено.

Клики, посылаемые в адрес стран ЕС, также принесли ощутимую пользу. Заявления иранских руководителей вынудили министра иностранных дел Великобритании Джека Стро сообщить, что у "на практике военная операция" против Ирана американцами не планируется. Стро заявил, что давление на ИРИ для урегулирования кризиса следует оказывать только "мирными и демократическими средствами". Разумеется, британский министр не может поручиться за действия американского правительства, однако он ясно дал понять, что его страна против введения военных санкций против Ирана, хотя, быть может, не станет возражать против экономического давления на Иран.

Самая жесткая реакция на сигналы, посылаемые Ираном международному сообществу, исходит от Америки. Представитель США в МАГАТЭ Грегори Шульте заявил, что "международное сообщество не смогло решить этот вопрос исключительно в рамках МАГАТЭ", а заместитель госсекретаря Николас Бернс сообщил, что Штаты не исключают такого развития событий, при котором будет создана коалиция стран, согласных на введение санкций против Ирана. Бернс добавил, что не знает, "будут ли входить в эту коалицию Россия и Китай", припугнув тем самым Иран, что США будет действовать, невзирая на решения СБ ООН.

Ну что ж, дрессура – дело серьезное, требует длительного времени и известных усилий. Вот Россия, похоже, готова продолжать участвовать в процессе, да и Европа не вполне исключила для себя этот вариант. Что касается США, то здесь Ирану приходится трудно, что не удивительно – ведь одни страны более понятливы, а другие и вовсе не поддаются усилиям дрессировщика. Не следует, однако, забывать, что кликер в руках иранской дипломатии является инструментом, с помощью которого Тегеран намерен добиться создания ядерного оружия, что совершенно неприемлемо для России.

Выбор читателей