Германия вовремя отменила "проклятие чемпионов"

Участие хозяев в первой же игре Кубка мира позволило до предела поднять интерес к турниру. В небольших немецких городках на время матчей жизнь замирает: магазины не работают, улицы пусты


ФОТО: AP



Давненько не было такого, чтобы Кубок мира стартовал столь резво: шесть голов в матче открытия! Что и говорить, удачное решение приняли организаторы, поставив крест на традиции, согласно которой каждое новое мировое первенство открывал победитель предыдущего. Традиции, которую при всем желании трудно было назвать доброй.

Знатоки футбольной истории, конечно, помнят, что зародилась эта традиция в 1974 г. (согласитесь, уже довольно любопытно: в Германии началось, в Германии и закончилось), когда великие бразильцы, первыми на планете ставшие трехкратными чемпионами мира и получившие по такому случаю на вечное хранение золотую статуэтку богини Нике, не сумели одолеть югославов – 0:0. Четыре года спустя аналогичная неудача постигла чемпионов-74 немцев, закончивших нулевой ничьей матч с соперниками из Туниса, что по тем временам с полным основанием могло считаться результатом позорным.

Но это еще куда ни шло, а вот аргентинцы оба своих стартовых матча и вовсе проиграли с одинаковым счетом 0:1. В 82-м их победили бельгийцы, а в 90-м – камерунцы. То же самое, как мы помним, произошло и с французами 4 года назад: чемпионы-98 уступили сенегальцам – также 0:1. Итальянцы в 86-м не смогли победить болгар – 1:1. Таким образом, из восьми попыток только две оказались успешными для действующих чемпионов мира: в 1994-м Германия победила Боливию – 1:0, а в 1998-м Бразилия выиграла у Шотландии – 2:1. И тот матч, как видим, оказался самым результативным из всех восьми. Но разве сравнишь с голевой феерией Германия – Коста-Рика?

В общем, едва ли кто-нибудь будет сожалеть о том, что эта традиция канула в Лету. Хотя, конечно же, отказались от нее чиновники вовсе не из-за череды неудачных результатов, заставивших многих любителей нагнетать страсти заговорить о "проклятии чемпионов". Подлинная причина куда прозаичнее, ведь отныне чемпиону мира не гарантируется место в следующем финальном турнире, он должен наряду с остальными добывать свою путевку в квалификации. Ну а там мало ли что может произойти... Глядишь, он вообще в финал не пробьется – кому ж тогда открывать? Так что куда надежнее начинать с хозяев – уж без них-то ни один турнир точно не обойдется.

Есть в новом регламенте и еще один очевидный плюс – участие хозяев в первой же игре позволяет до предела поднять интерес к турниру, и в этом мне довелось убедиться сразу же по прибытии на немецкую землю. При этом позволю себе утверждать: пульс чемпионата гораздо лучше чувствуется не в крупных городах, а в маленьких деревушках и селениях. Если, конечно, речь идет про истинно футбольную страну, каковой Германия, собственно, и является.

Разумеется, размах торжеств несопоставим. На протяжении последних дней вы наверняка видели на телеэкранах множество картинок с шумных празднеств в Мюнхене и Франкфурте, Дортмунде и Берлине, равно как и во всех остальных городах, принимающих чемпионат. Там просторные площадки, вмещающие десятки тысяч человек, экраны размером с многоэтажные дома, лазерные шоу, знаменитые рок-группы и прочее, прочее... В деревушках, понятно, ничего этого нет, но зато там можно в полной мере ощутить, что значит "жизнь замерла". В мегаполисе на миллион беснующихся поклонников футбола найдется примерно столько же равнодушных к великой игре людей, которые будут заполнять кинотеатры и рестораны, посещать магазины и прочие футболопротивные заведения.

А вот в Альтенберге или Шрисхайме, Альменштайне или Как-же-это-выговорить-бурге ничего подобного происходить не будет. Потому что жизнь там замрет. В четверг в одной из таких деревушек заглянул я в компьютерный магазинчик за некой технической надобностью. Продавец обещал мне помочь: "Приходите завтра. Только учтите: я тут буду до четырех – ведь в шесть игра начинается!".

И так абсолютно везде: ни газетный киоск, ни кондитерская, ни забегаловка не будет работать во время матча. Даже если сам хозяин по какому-то недоразумению не является болельщиком, ему нет ни малейшего смысла просиживать за прилавком, зная, что не предвидится ни единого клиента. Так что у него есть выбор: либо провести вечер в одиночестве за книгой или перед телевизором (все-таки, если постараться, можно обнаружить в эти дни и нефутбольные передачи), либо потихоньку направиться к церкви, возле которой одна из местных общин устраивает коллективный просмотр. Там будет весело – соберется вся деревня: и католики, и евангелисты, и лютеране. Не интересует футбол, так хоть с друзьями и знакомыми можно пообщаться. А потом, естественно, отметить – тихо, без гвалта и фанатизма. Культурно, в общем. Футбол – это же неотъемлемая часть культуры, что бы там ни говорили некоторые.

Выбор читателей