Украинцы будут кушать сало со слезой

Украина завалена импортным мясом, зачастую контрабандного происхождения, вследствие чего мясокомбинаты испытывают серьезные проблемы с реализацией своей продукции на внутреннем рынке




На днях Государственный департамент ветеринарной медицины Украины направил Россельхознадзору письмо с перечнем 12 украинских мясокомбинатов и 16 молокоперерабатывающих предприятий, которые российским специалистам предлагается проинспектировать. Вместе с тем главный государственный ветеринарный инспектор Украины Иван Бисюк сообщил, что планировавшийся в 20-х числах июня очередной приезд российских экспертов откладывается на неопределенное время. К тому же российская сторона пока не предоставила данные по итогам проверки украинских предприятий, проведенной в последней декаде мая.

Напомним, что 20 января с.г. Россия ввела запрет на импорт с Украины всей животноводческой продукции (мяса, мясных продуктов, молока, масла, сыров, яиц, рыбы, консервов и т.д.) из-за ее несоответствия российским ветеринарно-санитарным нормам. Кроме того, с 30 декабря 2005 г. действует запрет на ввоз в Россию продукции животноводства, следующей через Украину транзитом. (Кстати, не далее как в мае разразился очередной скандал: через Одесский порт на Украину под видом пригодного в пищу мяса была поставлена продукция завода по переработке трупов павших животных новозеландской компании Wallace Corporation.)

По сведениям таможенной службы Украины, в прошлом году в РФ из страны было экспортировано животноводческой продукции на сумму $620 млн – это 77,5% от всего украинского экспорта по данной товарной категории. Причем поставки в Россию постоянно росли, и к моменту введения запрета их месячный объем превышал $60 миллионов. Так, сразу после объявления Россельхознадзором своего решения украинские отраслевые эксперты оценили будущие убытки в $50-$60 млн в месяц для молочной промышленности и $12-15 млн – для мясной. Правда, в марте было сделано послабление: после осуществленной в феврале на Украине специалистами Россельхознадзора инспекции (проверки ряда молочных предприятий и аудита работы украинской ветслужбы) шесть молокоперерабатывающих заводов получили разрешение на экспорт своей продукции в Россию. Второе инспектирование было проведено с 23 мая по 1 июня; его результаты, как уже упоминалось, пока не оглашены.

Однако, по всей видимости, эти результаты не очень оптимистические. 30 мая, когда российские инспекторы уже завершали свою работу, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил о возможности повторного запрета поставок цельномолочной продукции с шести украинских предприятий, получивших такое право, поскольку "те вопросы, которые были к украинским коллегам, в большинстве своем остаются". Настаивая на том, что в Россию должна направляться продукция, изготовленная из молока, отвечающего российским ветеринарно-санитарным нормам, Россельхознадзор требует от Украины прежде всего наведения порядка в приеме молока от населения. По словам Данкверта, "на сыр идет нормальное молоко, вопросы остаются по качеству сырья для цельномолочной продукции". Кстати, о вероятности нового запрета он предупреждал еще в начале апреля и тогда же констатировал: "украинская ветслужба, к сожалению, не оценила наши добрые намерения", "украинцы так и не пересмотрели систему приемки молока от населения и не синхронизировали свои производственные стандарты с международными".

Новый мессидж от Данкверта вызвал в Киеве бурю негодования. Министр аграрной политики Украины Александр Баранивский охарактеризовал это заявление как "политическое", посетовав на "достаточно жесткую позицию России против стран, которые в политическом плане с ней не совсем созвучны" (сам запрет в январе министр тоже назвал "политическим", поскольку "при поставках пищевой продукции из Украины в Россию и раньше бывали нарушения технического характера, однако они всегда разрешались в телефонном режиме на уровне профильных министерств обеих стран"). Между тем ранее тот же Баранивский признавал, что молоко, закупаемое украинскими молокоперерабатывающими заводами у населения, – низкого качества. Так, в апреле министр заявил, что "после вступления Украины в ВТО ей запретят производить из такого молока продукцию", и предложил "идти по пути России и Белоруссии, где усиленными темпами строят крупные животноводческие комплексы".

Тем временем ситуация в мясомолочной отрасли Украины ухудшается; более того, по мнению отраслевых экспертов, ей грозит банкротство. С января оптово-отпускные цены на живой крупный рогатый скот, живых свиней, говядину и другую мясную продукцию упали на 25-40%, хотя в торговой сети цены остаются на прежнем уровне. Уже прекратили работу четыре крупных мясоперерабатывающих комбината, примерно двадцать находятся на грани остановки, происходят массовые увольнения работников. И не только российские санкции тому виной: как отмечает председатель правления Ассоциации производителей мяса и мясопродуктов "Укрмясо" Владимир Попов, Украина завалена большим количеством импортного мяса, зачастую сомнительного происхождения (процветает контрабанда), вследствие чего мясокомбинаты испытывают серьезные проблемы с реализацией своей продукции на внутреннем рынке. По данным "Укрмясо", только за январь-март по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. производство мясных полуфабрикатов на Украине сократилось в пять раз, а колбас – на 87%.

По информации министерства аграрной политики Украины, кризис сбыта охватил и молочную отрасль: идет резкий спад закупочных цен на молоко, на селе начали вырезать коров. В то же время украинские эксперты указывают, что цены на приобретаемое у населения молоко снижают не только предприятия-экспортеры. Многие региональные монополисты, работающие исключительно на внутреннем рынке, тоже подключились к этой кампании, хотя нередко их оптово-отпускные цены и объемы реализации значительных изменений не претерпели. Иными словами, производители просто воспользовались нынешней дестабилизацией рынка для получения сверхприбылей. Но и в тех случаях, когда речь идет не о дополнительной прибыли, а о минимизации потерь от экспортных ограничений, сплошь и рядом, по мнению экспертов, налицо явное злоупотребление монопольным положением.

На Украине в возможность возобновления поставок мясомолочной продукции в Россию верят с трудом. Руководитель главной службы социально-экономической политики секретариата президента Украины Павел Гайдуцкий призывает к диверсификации экспорт молока и мяса, чтобы "избавиться от политической зависимости". Он приводит некие экспертные оценки, согласно которым потенциал новых внешних рынков для украинских производителей составляет $577 млн в год (такая точность вызывает искреннее восхищение). В то же время Владимир Шевченко, директор департамента сотрудничества со странами СНГ и РФ министерства экономики Украины, говорит о несоответствии украинской продукции целому ряду международных требований. И хотя его министерство совместно с министерствами аграрной политики и иностранных дел прилагает немало усилий, чтобы решить проблему российского "эмбарго" в плане переориентации на другие рынки, однако, как признает Шевченко, в короткие сроки сделать это практически невозможно.

В том-то и дело, что Россия не предъявляет Украине каких-то необычных требований, отличных от тех, которые действуют в "цивилизованной" части мирового рынка. Конечно, Украина, слава богу, не поставляла нам вместо молока "фекальные массы", но и международным стандартам ее мясомолочная продукция во многом не отвечает. Так, по словам исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова, Украина должна "четко разделять терминологически масло, спрэды и маргарины, а также сыры и сырные продукты" – до введения запрета вся молочная и масложировая продукция с Украины поставлялась в Россию исключительно как "масло" и "сыр", в результате "российские потребители переплачивали за дешевые спрэды, покупая их под видом сливочного масла".

Если в российском запрете на ввоз украинского молока и мяса (а также в рыночных ценах на газ) и было что-то "политическое", то лишь в том смысле, что раз вы жаждете союза не с нами, а с Западом, то и относиться к вам мы будем не как к родным, а как к обычным торговым партнерам – вроде не менее незалежных Германии или Франции. Попробовал бы пан Баранивский решать торговые проблемы "в телефонном режиме на уровне профильных министерств" с Берлином и Парижем. Очень хотелось бы на это посмотреть.

Выбор читателей