Экипаж Discovery проверил шаттл на прочность

Питер Селлерс и Майк Фоссум совершили третий и последний выход в открытый космос. Астронавты отработали ремонт обшивки шаттла и протестировали материал защитного покрытия: NASA может не беспокоиться за посадку


ФОТО: AP



Космонавты отпиваются кофе после прогулки по абсолютному нулю, и рапортуют на Землю: "После четырех чашек самочувствие у нас отличное!". Третий и последний в рамках этой экспедиции выход в открытый космос завершился успешно, шаттл протестирован со всех сторон, NASA может не опасаться за посадку: не погорим.

Собственно, главной целью сегодняшнего "заплыва" была проверка защитного покрытия, которое, по замыслу инженеров, должно выдержать чудовищные температуры, возникающие при входе в атмосферу – до 1 тыс. 260°С - это вам не шутка! Достаточно небольшой трещинки, крохотной щербинки, и челнок вспыхнет высоко над Штатами, разлетится на кусочки, как Columbia – с той разницей, что Columbia взорвался вскоре после старта, а Discovery теоретически рискует потерпеть крушение по дороге домой.

Такого риска нет, утверждают специалисты NASA, даже если челнок забарахлит на орбите, еще будучи состыкованным с МКС, набортные инструменты справятся любой неполадкой. И сегодня космонавты Питер Селлерс с Майком Фоссумом отработали аварийный ремонт корабля, продемонстрировав полную боевую готовность.

"Эгей, Земля! – завопил по рации Селлерс, болтаясь возле грузового отсека. – Все твои острова прямо у меня под ногами!"

По сценарию NASA, космонавты должны были проверить действенность нового (революционного, естественно) уплотнительного материала. Селлерс с Фоссумом извлекли из грузового отсека дюжину болванок – образцов обшивки, намеренно поврежденных и покореженных еще на Земле – и опрыскали их уплотнителем из пистолета для заделки трещин, отдаленно напоминающего большой шприц. После такой обработки все повреждения должны были немедленно ликвидироваться.

"Опрыскивание" в условиях открытого космоса, нулевой гравитации, нулевой температуры и, вообще, абсолютного нуля – дело очень непростое. Мало залатать обшивку – свеженанесенный уплотнитель еще нужно "помассировать" с помощью космического шпателя, и лишь затем возвращаться на борт. В противном случае революционный материал может запузыриться, вспучиться и прийти в негодность еще до посадки.

"Если защитное покрытие пошло пузырями, - объясняет Фоссум, - то никого толку от ремонта нет".

Последняя прогулка вокруг МКС далась космонавтам сравнительно легко. "Да, первые две были серьезным испытанием, - вспоминает Селлерс. – Нам выдалась тогда тяжелая работенка". Кстати, третий выход в космос приписали в план экспедиции в последний момент, растянув миссию на целых 13 дней. Но американцы не унывают. Кофе, кофе, кофе, кофе – и вот они готовы лететь назад.

Выбор читателей