Алкоголь вводят вручную

Решение полностью перекрыть путь "левого" товара к потребителю привело к сумятице на рынке. Аналитики прогнозируют рост цен на алкоголь, а правительстве выводит ситуацию из кризиса




Шум, поднявшийся в последнюю неделю на фоне полупустых винных прилавков, кажется особенно оглушительным после года тишины, сопровождавшей вступление в силу 102 закона. Ровно год прошел со дня его принятия Думой, и меньше месяца – с момента запрета хождения старых акцизных марок. Производители и поставщики спиртосодержащей продукции так и не дождались отмены "несвоевременного" закона. С 1 июля организации, торгующие продукцией со старыми марками, должны вернуть ее на оптовый склад производителю или импортеру для замены марок на новые. Зато о возможном повышении цен на алкоголь после его возвращения на прилавки на 20-30 процентов начали поговаривать уже с первых чисел июля, когда в действие вступили новые правила. А некоторые сегодня прогнозируют даже стопроцентный рост. Проверить ситуацию с возможными бюджетными потерями из-за резкого сокращения производства и импорта в Россию алкогольной продукции вознамерилась Счетная Палата. Глава ведомства Сергей Степашин назначил ответственным за эту проверку нового аудитора палаты, занимавшего до недавнего времени пост премьер-министра Чеченской республики, Сергея Абрамова. Потери же государства от теневого оборота алкоголя в стране в предыдущие годы оценить никто не берется. Скромно высказывается предположение, что это примерно половина рынка.

Решение полностью перекрыть путь "левого" товара к потребителю привело к сумятице на рынке. Страдают все: мелкие лавочники, делавшие основной оборот ночью на неистребимой тяге народа к спиртному, покупатели, готовые травиться "паленкой" и даже кабинет министров, где по заданию отбывшего в отпуск господина Фрадкова с 21 июля настойчиво ищут виновных.

На днях министр финансов России Алексей Кудрин провел совещание с представителями Федеральной таможенной службы (ФТС), на котором обсуждалась ситуация с импортом алкоголя. Собравшиеся пришли к выводу, что на рынке импортной продукции ситуация более сложная, нежели на рынке отечественного алкоголя. Импортеры в ожидании стабилизации внутреннего рынка осторожничают, ссылаясь на нехватку акцизных марок нового образца. Однако с 1 апреля по 24 июня "Гознак" изготовил для импортного алкоголя 299 млн акцизных марок. На 24 июня импортерам было выдано свыше 115 млн акцизных марок. Более чем на 75 млн марок импортеры нанесли штрих-код, и информация была зарегистрирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Глава ФНС заверяет, что налоговая служба выдает подтверждение о фиксации информации о продукции в ЕГАИС в течение 10 минут, после чего производители вправе отгружать продукцию в розницу и оптовикам.

Действующая с начала этого года новая редакция закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", предусматривает маркировку всей продукции, производимой на территории РФ "федеральными специальными марками". Каждая марка имеет свой номер и двумерный штрих-код, в котором заключены данные о наименовании продукции, содержании спирта, сертификат и остальная необходима информации о продукте. Таким образом при отгрузке партии, вся информация заносится в компьютер и далее по защищенным каналам сопровождает груз. Контроль за оборотом алкоголя осуществляется специальными центрами управления. Чтобы отследить весь путь продукта от производителя до прилавка и убедиться в легальности товара, достаточно провести сканером по штрих-коду. Задумано красиво, но реализация подкачала.

Первыми столкнулись с проблемами внедрения передовых технологий производители, система либо сбоит, либо вовсе не работает, обнаружены серьезные недостатки в разработке программного обеспечения. Именно с банальным "зависанием" ЕГАИС связывают импортеры сбои в продаже алкоголя. Налоговикам приходится вбивать данные о спиртосодержащей продукции вручную.

На экстренном совещании министра финансов РФ Алексея Кудрина с главой Федеральной налоговой службы Анатолием Сердюковым выяснилось, что из 645 производителей отечественного алкоголя 344 уже подтвердили свои лицензии, остальные находятся в стадии переоформления. Около 500 производителей уже заключили договор на подключение и обслуживание в ЕГАИС с разработчиком и оператором системы - НТЦ Атлас.

По признанию представителя Министерства сельского хозяйства, высказанного в интервью корреспонденту РИА "Новости", Минфин вынужденно взял на себя несвойственные ему функции, чтобы в максимально короткие сроки переломить ситуацию. "Хорошее дело, конечно, что Минфин теперь разобрался с тонкостях алкогольного регулирования, – заявил чиновник Минсельхоза. – Но даже нам, хотя у нас есть подготовленные специалисты, приходится привлекать профессионалов, чтобы разобраться в вопросах технологии".

Как говорится, после драки кулаками не машут.

Пока правительство выводит ситуацию из кризиса, производители и продавцы подсчитывают убытки, настойчиво намекая на рост цен в ближайшее время (как только продукт вернется на прилавки). А депутаты заботливо советуют пострадавшим возместить потери с помощью страховщиков, которым настоятельно рекомендуется, в свою очередь, подать в суд. В общем итоге государство, а точнее налогоплательщики будут возмещать потери нерасторопным представителям алкогольной отрасли. Хорошо, что депутаты вознамерились вносить новые поправки в закон только 7 сентября, когда вернутся с каникул. Есть вероятность, что к этому моменту проблемы разрешатся и без них.

Выбор читателей