Нефти хватит надолго. Вопрос – в цене

Нефти в мире еще много, в том числе и неразведанной. Однако проблема в том, что чем дальше, тем ее добыча становится дороже. Легкодоступные месторождения действительно иссякают




По нынешней жизни, когда цены на энергоресурсы растут на глазах, практически всеобщим стало желание избавиться от нефтяной и газовой зависимости. Предлагаются различные пути осуществления этой вожделенной мечты: от экономии топлива и диверсификации источников энергоснабжения (ну, это, конечно, полумеры) до использования принципиально иных энергоносителей – таких как водород, биомасса, солнечный свет и т.п. Однако пока технологии не позволяют полноценно заменить углеводороды никакими альтернативами, многие страны пытаются идти по другому пути: они ищут нефть на своей территории и пытаются добиться самообеспечения углеводородным сырьем. Своя нефть – это все-таки надежнее, чем нефтяной импорт, хотя зачастую и не дешевле его.

Надо сказать, что нефть (да и газ) добывается в довольно большом числе стран мира. Вот лишь некоторые малоизвестные факты в этой сфере. В Германии, например, с 1987 г. нефть добывают в устье Эльбы – при нынешних ценах на "черное золото" это занятие стало довольно выгодным, и поэтому уровень добычи там постоянно растет. От буровой платформы к берегу даже проложили нефтепровод. Месторождение небольшое, но, говорят, еще порядка 40 млн т там есть. Не так давно богатые месторождения "черного золота" были открыты в Турции. Несколько сот тонн нефти в сутки добывается в Грузии (иностранные компании инвестировали в местную нефтеразведку свыше $70 миллионов).

Однако одно дело – добывать некоторые, скорее, символические, объемы углеводородов, и совсем другое – обеспечивать себя ими полностью. Вот это удается немногим. И чем дальше, тем уже круг обеспеченных нефтью стран. Поскольку нулевой баланс нефтяной торговли встречается редко, любая страна является либо нетто-импортером, либо нетто-экспортером "черного золота". Последние и есть те счастливчики, которым нефти хватает и даже остается на продажу. Их круг известен – это 11 стран ОПЕК: Россия, Канада, Норвегия, ряд закавказских и среднеазиатских республик СНГ и несколько стран Африки и Латинской Америки (в том числе, Ангола, Судан, Боливия и Эквадор, которые могут в ближайшее время стать членами ОПЕК). А ведь еще недавно, в начале 90-х, к числу нетто-экспортеров нефти относился и Китай (ныне являющийся вторым в мире импортером "черного золота"). А полвека назад и США полностью обеспечивали себя нефтью. Резко сокращаются запасы нефти у Великобритании, на шельфе Северного моря. Сейчас страна закупает за рубежом всего 10% требующейся ей нефти, однако с каждым годом доля импорта будет возрастать, а через 30-40 лет, как прогнозируют в Лондоне, запасы Северного моря иссякнут. Некоторые страны – например, Казахстан – являясь крупными нетто-экспортерами нефти тем не менее закупают за рубежом продукты нефтепереработки, т.е. к числу "самообеспеченных" могут относиться лишь условно.

Впрочем, есть в мире и успехи в области самообеспечения нефтью. Этого вожделенного состояния уже практически достигла Бразилия, еще в 50-е годы взявшая курс на преодоление зависимости от внешних поставщиков (а начала она, как водится, с национализации нефтяной отрасли). И если в те годы развивающаяся экономика страны зависела от нефтяного импорта на 98%, то в декабре 2005 г., по данным государственной нефтяной компании "Петробраз", производство нефти в стране впервые превысило потребление. Полагают, что этот успех удастся закрепить после ожидающегося ввода в строй еще нескольких плавающих нефтяных платформ (основные запасы нефти в стране находятся в бассейнах рек и на шельфе): при ежедневном потреблении 1,75-1,8 млн баррелей нефти Бразилия будет производить 1,91 млн баррелей.

И в Европейском союзе, который больше всего страдает от нефтяной зависимости, есть, по крайней мере, одно счастливое исключение. Это маленькое королевство Дания. С 1997 г. благодаря добыче нефти и газа на морском шельфе она полностью самостоятельна в энергообеспечении. В настоящее время добыча нефти и газа в Дании более чем вдвое превышает ее внутренние потребности. Таким образом, эта страна является единственным в Евросоюзе нетто-экспортером нефти и газа.

Достаточное для обеспечения внутренних потребностей количество нефти добывается во Вьетнаме – причем, в основном, за счет деятельности российско-вьетнамского СП "Вьетсовпетро", прибыль которого две страны "распиливают". Часть добываемой нефти даже идет на экспорт (правда, членства в ОПЕК Вьетнаму пока не предлагали).

Большие планы в сфере нефтедобычи недавно появились у Армении. Этой страной серьезно заинтересовалась канадская TransEuroEnergy Corp., намерившаяся вложить в геологоразведку $10,5 млн в течение пяти лет. Учитывая полученные еще во времена СССР данные о наличие немалых запасов нефти в республике, а также открытие крупного месторождения по соседству в Турции, армянские эксперты уже видят свою страну не только независимой в плане энергообеспечения, но и видным членом ОПЕК. Правда, они соглашаются с тем, что вопрос может упереться в себестоимость добычи "черного золота" в Армении.

В принципе, нефти в мире еще много, в том числе и неразведанной, так что для панических настроений повода нет. Ежегодно в мире разведывается немалое количество "черного золота", да и в уже освоенных месторождениях ее остается много (нынешний уровень технологий и рентабельности позволяет извлечь из месторождения в среднем около половины содержащейся там нефти). Так что теоретические шансы войти в число стран ОПЕК, возможно, появятся еще у многих государств. Но дело в том, что чем дальше, тем добыча нефти становится дороже. Легкодоступные месторождения действительно иссякают, и нефтяникам все чаще приходится или разрабатывать те, что раньше считались нерентабельными, или, используя новые технологии, "добирать" трудноизвлекаемую нефть из тех месторождений, с которых в прошлом просто "сняли сливки". Так что если даже Армения когда-нибудь начнет экспортировать нефть, цены на бензоколонках расти не перестанут.

Выбор читателей