Быков не поможет хоккею выйти из кризиса

Кризис российского хоккея длится без малого 15 лет – и, видно, он слишком глубок, чтобы приход на пост президента ФХР даже такого авторитетного человека, как Владислав Третьяк, сразу бы что-то изменил




Никак нельзя сказать, что меры, предпринимаемые Владиславом Третьяком на посту президента Федерации хоккея России, выглядят радикальными или новаторскими. Если не считать фактический разгон Профессиональной хоккейной лиги, после которого Третьяк получил неограниченные полномочия, серьезные меры пока не приняты. Да, назначение Вячеслава Быкова главным тренером сборной России – некий исторический шаг. Да, повторный отказ уже новой хоккейной власти ратифицировать новое соглашение между Национальной хоккейной лигой и Международной федерацией хоккея – признак системных разногласий между Россией, Европой и НХЛ. Но главный тренер у сборной все равно был бы – с Третьяком или без него. А соглашение с НХЛ российские клубы отказались признать еще до прихода Третьяка к власти. Так что же такого нового произошло – нового и, что важнее, невозможного без Третьяка?

Рассмотрим все по порядку. Соглашение, согласно которому НХЛ готова платить тому европейскому клубу, игрок которого выбран на драфте под первым номером, $1 млн, не так уж принципиально. Ранее эта сумма не превышала $150 тыс, так что формально прогресс налицо. Но вот незадача: сейчас должен быть установлен лимит на европейцев в НХЛ: туда не может быть приглашено более 60 игроков из Европы. Лига согласилась, что совокупная компенсация европейским клубам должна составить $13 миллионов. В среднем получается, что каждый клуб получит за уехавшего игрока порядка 200 с небольшим тысяч! Осознав такую арифметику, ратифицировать договор отказалась и Федерация хоккея Чехии, и теперь ситуация в Европе резко обострилась. Российские и чешские клубы выступают за прямые переговоры с НХЛ – без участия ИИХФ, и, честно говоря, такая позиция выглядит вполне понятной. Хотя есть и оборотная сторона медали: эдак вообще можно остаться без компенсации, ибо удержать игрока от отъезда в НХЛ без каких-либо международных соглашений будет вообще невозможно. Скорее всего, прямым следствием нынешней неопределенности стал внезапный и самовольный отъезд Евгения Малкина из расположения магнитогорского "Металлурга". Хоккеист и его агент давно говорили о желании играть в "Питтсбурге", и теперь, пока существует правовая неопределенность, уехать таким образом, наверное, им показалось проще всего. "Магнитка" могла бы получить за Малкина $200 тыс., но клуб рассчитывал на сумму в десять раз большую. То ли еще будет. В былые времена нормальным отношениям между хоккейными державами мешал, если кто помнит, "железный занавес", преодолеть который игроки из социалистических стран могли только в случае эмиграции. А сейчас найти некую золотую середину, чтобы и свободу не сильно ограничивала, и права игроков и клубов защищала, пока не удается никому – в том числе и Третьяку.

Он в свое время изрядно поработал в Америке и, кажется, знает о хоккее все. Но пока ничего принципиального ему сделать не удается. И, как знать, не отразится ли это на той самой важной задаче, что ставилась перед ним при выборах в ФХР – победе на чемпионате мира 2007 года в Москве. Неподписание договора с НХЛ может вылиться в то, что последняя попросту запретит всем игрокам, выступающим в североамериканских клубах, играть на ЧМ-2007. Конечно, Третьяк и все его сторонники могут сказать, что участие легионеров в сборной России не обязательно – благо, опыт таких сборных у нас уже есть. Но если вспомнить стратегическую задачу, также стоящую перед Третьяком – успешное выступление на Олимпиаде в Ванкувере 2010 года, – станет ясно, что без легионеров, а значит и цивилизованных отношений с НХЛ не обойтись. Так что проблема не решена – просто решение отложено.

Эта "отложенность" отчетливо проявилась и во втором решении Третьяка – а сегодня уже мало кто сомневается, что назначение Вячеслава Быкова не является неким демократически-выборным актом. Дело в том, что, в сущности, у ФХР и кандидатов-то серьезных не было. Отчаянное положение сборной России в последние годы таково, что тренерская и прочая кадровая чехарда сделала этот пост чрезвычайно непопулярным. В этот раз перед выборами назывались разные имена, в том числе, кроме Быкова, кандидатами считались Зинэтула Билялетдинов из "Ак Барса" и Валерий Белоусов из "Авангарда". Но в Казани и Омске руководство противилось извечным российским "граблям" – совмещению постов тренера сборной и клуба, а идею "освобожденного" тренера вроде бы уже никто всерьез и не рассматривал. Как не рассматривали всерьез имена тех, кто ранее уже поработал со сборной: Владимира Крикунова, Бориса Михайлова, Владимира Юрзинова. "И вот вам результат", как поется в детской песенке: не очень опытный, не добившийся никаких заметных достижений в тренерской карьере 43-летний Быков почти автоматически стал главным тренером. Подобное назначение формально продолжает, как уже принято говорить, "дело Клинсманна". Это когда во главе сборной встает заслуженный-презаслуженный игрок, не имеющий тренерского опыта. Быков по всем критериям подходит: он был чемпионом и СССР, и Европы, и мира, и Олимпийских игр, и за рубежом долго играл – правда, не в НХЛ, а в Швейцарии. Успел еще поиграть в одном из последних великих звеньев легендарного ЦСКА – трио Хомутов – Быков – Каменский по праву вошло и историю нашего хоккея. Поработав в той же Швейцарии после окончания карьеры игрока, он в 2004 г. возглавил ЦСКА, но ничего внятного из этого так и не получилось, поскольку системный кризис некогда великого клуба продолжается безо всякого намека на изменения к лучшему (хотя в прошлом чемпионате армейцы все же смогли выйти в плей-офф). В этом смысле Быков – явно не Клинсманн: у того хотя бы не было явных тренерских провалов. Справится ли он со сборной в ситуации, когда совершенно непонятно, на кого из игроков можно рассчитывать? Скорее нет, чем да. Сумеет ли создать команду только из игроков, выступающих в России? Объективных оснований для оптимизма и здесь маловато. Отчего же тогда Быков назначен главным тренером, да еще и накануне домашнего чемпионата мира? Только потому, что он с Третьяком когда-то играл за одну команду? Или просто больше приглашать некого?

В общем, вопросов, как всегда, больше чем ответов. ФХР и Третьяк говорят о курсе на обновление сборной России, особо уповая на то, что по связям с НХЛ Быкову будет помогать известный в прошлом хоккеист Сергей Немчинов, поигравший за океаном. Контракт с Быковым пока заключен на два года – то есть, надо так понимать, что в случае поражения в 2007 г. на чемпионате мира в России он все равно продолжит работу, уже с прицелом на Олимпиаду 2010 года? И все же в деятельности ФРХ и Третьяка очень хочется увидеть более серьезные перспективы, нежели сомнительные кадровые назначения и отсутствие всяких решений по договору с НХЛ. Кризис российского хоккея длится без малого 15 лет – и, видно, он слишком глубок, чтобы приход даже такого авторитетного человека, как Третьяк, сразу бы что-то изменил.

Выбор читателей