Туристам закручивают визовые гайки

Растет число стран, ужесточающих требования к россиянам, которым захотелось прокатиться в Европу на автобусе. Пересечь границу Польши отныне возможно только при наличии действующей шенгенской визы или транзитной польской




Нелегким выдалось уходящее лето для туристических компаний, организующих автобусные туры. С самого начала сезона неприятный сюрприз преподнесло консульство Франции. Эта страна, являющаяся одной из наиболее популярных среди любителей путешествий на колесах, до недавних пор от многих других государств шенгенской зоны отличалась дружелюбием по отношению к российским туристам: операторы нарадоваться не могли на оперативность сотрудников французского диппредставительства, в некоторых случаях виза выдавалась в течение трех дней вместо положенных пяти. Все изменилось в этом году. Накануне майских праздников, 27 апреля, в консульстве была объявлена забастовка, в результате которой не было выдано в срок порядка 1,5 тыс. виз, и для многих туристов праздничная поездка оказалась сорванной. Консульство обещало наверстать упущенное, но так и не сумело. Задержки с выдачей продолжались, и в начале лета было официально объявлено о том, что с 26 июня новый срок рассмотрения документов соискателей составит 10 рабочих дней вместо пяти. Кроме того, существенно увеличился и сам пакет документов.

Однако на этом сюрпризы не закончились. Неделю назад французское консульство оказалось в эпицентре нового визового скандала, на этот раз связанного непосредственно с автобусными турами. С 10 июля французы решили принимать от одного агентства документы не более чем на одну автобусную группу численностью до 60 человек, о чем и уведомили турфирмы, повергнув их в шок. Ведь на август-сентябрь приходится пик таких поездок: уже не жаркий, но теплый и сухой период – самый благоприятный для подобных путешествий. Впрочем, уже на следующий день операторам удалось встретиться с представителями дипслужбы, и в результате переговоров нововведение было отменено в обмен на обязательство предоставлять консульству графики заездов всех групп. Однако поволноваться пришлось изрядно.

Не успели утихнуть переживания по этому поводу, как возникла новая напасть. На этот раз отличились поляки. В ту же пятницу несколько автобусов с российскими туристами почти на сутки застряли по обе стороны польской границы. Причиной задержки стали новые правила транзита по территории страны, о которых Варшава "забыла" предупредить наш МИД и государственные туристические ведомства. Отныне пересечь границу Польши возможно только при наличии действующей шенгенской визы или транзитной польской. Ранее действовало соглашение о безвизовом транзите туристов в течение пяти дней. Пока дипломатические службы пытались урегулировать проблему, туристам, оказавшимся заложниками ситуации, по сообщению ИС "БАНКО", было запрещено даже покидать салон автобуса. В итоге была достигнута договоренность об отсрочке нововведения до 1 сентября 2006 года. Однако это временное затишье не решает очередной визовой проблемы, возникшей перед турфирмами. Дело в том, что страны Шенгена не выдают визы, срок действия которых начинается до вступления на территорию союза. Следовательно, организаторам автобусных туров придется оформлять транзитную польскую визу, что означает увеличение сроков оформления документов и дополнительные расходы, которые, как нетрудно догадаться, в конечном счете, лягут на плечи туристов.

Не отстают в "преследовании" автобусников и другие страны. Австрийское консульство на этой неделе заявило о необходимости личного присутствия на собеседовании лиц, отправляющихся в туры на колесах. "У нас в понедельник вызвали на собеседование 12 человек и даже не стали с ним говорить – не успели. Они вообще не попали в посольство. В результате перенесли собеседование на более поздний срок, люди все-таки попали в консульство, а виза-то уже и не нужна, потому что тур уже уехал. Просто театр абсурда", – сокрушается генеральный директор компании "Туртранс-Вояж" Дмитрий Фоминцев. Также, по его словам, в августе резко увеличилось количество отказов в британской визе. С учетом того, что и на этом направлении произошли серьезные визовые перемены (консульство передало функции приема документов фирме-посреднику, что увеличило стоимость и сроки оформления въездного документа), "Туртранс-Вояж" в итоге приняла решение просто убрать Великобританию из числа своих направлений. "Мы посчитали, что лучше увеличить количество групп по другим направлениям. Ведь деньги (и немалые), которые уплачены за визу, в случае отказа не возвращаются. А поскольку туристы с посольством не общаются, весь негатив они переносят на нас", – поясняет Д.Фоминцев.

По некоторым оценкам, все эти передряги принесут операторам несколько миллионов долларов потерь. И это несмотря на то, что спрос на автобусные туры растет. Отчасти внушительный поток туристов-автобусников и спровоцировал возникшие проблемы, признают участники рынка. Как бы то ни было, летние неурядицы могут привести к серьезным переменам в данном сегменте. И в первую очередь они коснуться кошельков потенциальных клиентов: автобусные туры подорожают. По признанию некоторых операторов, наиболее проблемные и при этом не самые востребованные направления, возможно, придется закрыть, а по остальным компании будут вынуждены отправлять меньшее количество групп в более дорогие туры. Хотя и без того автобусные путешествия уже давно нельзя считать дешевым способом знакомства с заграничной жизнью для малообеспеченных граждан: сегодня стоимость тура начинается от 600-700 евро. Впрочем, по словам операторов, это вполне соответствует ожиданиям клиентов. "Люди, покупающие автобусные туры, все реже руководствуются соображениями экономии, а просто предпочитают именно таким образом знакомиться со странами. Растет спрос на наиболее дорогие туры", – говорит генеральный директор компании "Старый город" Елена Попова. Правда, наиболее дорогими, как правило, являются туры с авиаперелетом до места начала маршрута. Не означает ли это, что от более традиционных программ с железнодорожным переездом в скором времени придется отказаться, как ранее это произошло с "чистыми" автобусными турами прямо из России (сейчас на выездных направлениях их практически никто не делает)? Представители турфирм уверены, что этого не случится. Многие люди боятся летать на самолете и готовы провести более суток в дороге, но зато на земле, поясняют они. А в свете постоянных сообщений об авиакатастрофах и недавних событий в Лондоне, количество таких людей будет только увеличиваться.

И все-таки наберется ли в бесстрашной России достаточное количество настолько пугливых граждан, чтобы обеспечить рентабельность подобных программ, если их цена окончательно сравняется со стандартной ценой аналогичного по экскурсионной насыщенности авиатура в Европу? Время покажет.


Выбор читателей